— Напрасно, дочка, ты занялась астрологией. Чепуха все это.

— Но папа, многие верят в астрологию. Во Франции, например, по статистике 80% населения верит в гороскопы.

— Бог мой, какие дураки…

(Разговор за чаем)

Православной миссии в Китае посвящается

В XIX веке православная миссия в Китае под руководством иеромонаха Алексия Виноградова подробно изучила верования китайцев буддистского, даосского и конфуцианского направлений. Это было сделано с целью изучения путей более эффективного распространения православной веры среди китайского населения.

Исследования различий духовного пути европейцев — христиан и китайцев — даосов, которые провел Виноградов, и сейчас представляются мне весьма актуальными. В своей статье я цитирую данные, представленные им в отчете российскому императору, в переводе на современный русский язык. Я добавляю к ним свои представления о китайских звездах.

Представления о Небе

Даосско-буддистские представления о небесах имеют своей подоплекою скорее астрологические и метафизические представления, чем чисто астрономическое знание. Вся высочайшая звездная область представляется даосами океаном эфира, низшую и грубую часть которого представляет наша атмосфера. В этой области чистоты вращаются звездные божества, из нее простирается влияние богов и от этой области и зависит счастье людей.

Свернутый текст

По звездному божественному пути, сообразно ему должен идти весь мир. Многие звезды обоготворяются как обители известных богов или сущности вещей мира. Средневековые европейские понятия о душе и звездах аналогичны с древнекитайскими.

В древности даосы представляли Небо состоящим из 12 Небес, расположенных ярусами.

Первые Небеса — это "великая небесная пустота".

Вторые — "Небеса, производящие благодетельное обновление", то есть смену ветров, дождей, облаков и других погодных явлений.

Третьи — "Небеса, разреженные светом". Здесь находятся Солнце и Луна и празднуется 13 новолуний.

Четвертые Небеса, а затем пятые — Небеса блуждающих путей, с видимыми планетами.

Шестые — Небеса стройно и мудро расположенных созвездий и звезд.

Седьмые Небеса, а затем восьмые — Небеса неподвижные, твердь небес.

Девятые — Небеса пространного свода, делящие звездный и земной миры на 8 направлений с центром посередине.

Десятые — Небеса как долины с храмами для звездных божеств. Именно на этих небесах расположены созвездия — дворцы и храмы, в которых обитают бессмертные боги и святые люди.

Одиннадцатые — Небесный свод, Небо вечного спокойствия.

Двенадцатые — Великое Шелковое Небо, отделяющее свет от тьмы.

В даосизме обычный круг человеческих отношений рассматривается как маловажный и силы небесные приобретают высшее значение перед смертным человеком. В легендарной биографии даосских богов говорится о том, что звезда снисходит с небесной выси и воплощается при рождении замечательного человека, получающего энергию и характер самого светила. Вэнь-ван — бог, покровительствующий изящной литературе — один из подобных божеств. По существующим верованиям, Вэнь-ван приходит в мир по истечении многих поколений и снова возвращается в свою звездную обитель. Добродетельные и талантливые личности истории почитаются как воплощения этого божества. Большая Медведица носит его имя и он изображается сидящим на этом созвездии. Храм его делается в виде этого созвездия на возвышенных местах.

В богослужебных книгах даосов встречаются молитвы Тоу-му (Голова матери), женской богине, обитающей в созвездии Большой Медведицы. Малый храм, по обыкновению сооружаемый при конфуцианском, в сторонке, почитается с изображением этой богини с посохом, как покровительницы литературы.

По представлениям даосов, звезды есть светлая чистая материя — душа, звезды есть божества. В древности китайцы поклонялись духу Солнца, духу Луны, духам планет. Этими духами были конкретные звезды. Обожествлялись также благодетельные звезды, которым поклонялись в определенных случаях — например, просили их об урожае или здоровье. Как правило, у звездных божеств были и звездные храмы — специальные храмовые созвездия.

Примером такой звезды может служить Благодатная Звезда человека или Звезда успокоения — желтовато-белая каппа Пегаса 4-й звёздной величины. Эта звезда символизирует союз Неба и Земли, равновесие темного и светлого, благодать и человеколюбие. Рождение многих великих людей в Китае приурочивали к ее восходу. Ей молились в 12 лунной стоянке, которая служит храмом предков.

Или чудотворная Небесная Ткачиха, внучка самого Владыки Неба — это звезда Вега, белая альфа Лиры 1-й зв.вел. Ей молятся, она помогает женщинам, обещает защиту в личной жизни и помощь предков в сложных семейных ситуациях и на работе. На севере 8 лунная стоянка служит храмом этой звезды, Залом небесных предков и Холмом для жертвоприношений.

Небо владычествует над началом всех вещей, тогда как земле принадлежит сила их свершения. В сонмах даосских богов есть не только боги различных небес и боги звезд, боги светил и планет, но и боги циклические, управляющие годами 60-летнего цикла. В небе китайской сферы развертывается лучшая живая и своеобразная, постоянная, неизменная картина китайского народа в его девственной простоте и обличии, под влиянием священных законов и явлений природы.

Например, одна из 28 лунных стоянок состоит из 6 звезд, расположенных в виде изогнутого лука, оно называется Чжан, Лук, а подле него созвездие из 7 звезд, называется Небесный Пес. Живописцы изображают Чжана с луком в руках и сопровождаемого охотничьей собакой. Подобного рода названиями и изображениями наполнено описание китайского неба и астрономических сфер. В них воспроизводятся не только боги, особенно чтимые, но и разного рода вымышленные и действительные существующие предметы, взятые из народных обычаев и обрядов.

Единый Творец

Есть все основания предполагать, что верховными даосскими божествами были звезды. Г.Эдкинс, один из первых ученых – европейцев, изучавших Китай, в беседе с китайским ученым, владевшим огромными астрономическими и астрологическими знаниями, спросил его: кого китайцы понимают под Господом Неба и Земли? Ответ был: Тянь-хуан-да-ди, то есть Великий Царственный Господин Неба – это названия одной из звезд полюса или Полярной звезды. С этим наименованием связано понятие и о высшем существе, от которого произошли все вещи.

Свернутый текст

В древности ближе к Северному Полюсу была оранжевая звезда Кохаб, бета Малой Медведицы 2-й зв.вел. Ее храмовыми звездами были звезды Малой Медведицы. Считалось, что она поддерживает порядок в государстве и обеспечивает соблюдение нравственных законов.

Многие места из Конфуция о Боге-мироправителе, Царе Неба, независимом от видимого творения, понимались китайскими учеными так, что высшее начало нужно видеть в более материалистическом смысле, чем этому учит христианская церковь. Творение для китайских религиозных деятелей и ученых было действием тонкого материального агента – ци, тонкой чистой формы материи и из этой чистой энергии ци и были сотворены все вещи, от тонких небес до грубой земли. Судя по всему, первоначальная ци была тонкой энергией звезд.

Двоица, Светлое и Темное начала

Светила небесные в особенности почитаются даосами резиденцией богов, управляющих судьбами мира не только на небе, но и на земле. Наблюдали небесные светила как с целью астрономической так и целью астрологической. Светила рассматривались в качестве основных управляющих мировых начал. Звезды поддерживали Основу Небес, а светила, находясь в равновесии, составляя зеркальную пару мужского и женского, Света и Тьмы, рождали все живые существа и управляли жизнью на земле. Сила Света — начало всего, сила Тьмы — конец. Свет вместе с Тьмою поочередно поднимаются и успешно достигают своих пределов, образуя истинную единую Основу Мира.

Свернутый текст

У Солнца с Луною были свои звездные двойники на Небе. В весеннем и осеннем созвездиях, где по преданию рождаются Солнце и Луна, были звезды под названием Душа Солнца и Душа Луны.

Дух Солнца или Звезда Светлого начала — это голубовато-белая звезда ро Скорпиона 4-й вел. Ее храм находится на востоке, в 4 лунной стоянке в созвездии Дом. Дух Луны или Тихо Мерцающая звезда – это голубовато-белая Альциона, эта Тельца, 3-й вел. Ее храм находится на западе, в 19 лунной стоянке, в созвездии Гнездо утки.

Свет и Тьма управляют планетами и всеми существами, разделяя мир на мужское и женское. Движения Солнца и Луны и переплетение их циклов в общем течении времени было символом мирового равновесия. Солнце и все силы Света движутся с востока через юг на запад, а Луна и все силы Тьмы движутся с запада через север на восток.

Как Свет вместе с Тьмою поочередно поднимаются и успешно достигают своих пределов, образуя истинную единую Основу Мира, так и Солнце и Луна порождают силы созидания и разрушения, управляя жизнью на земле. Созидание и разрушение являются двумя существенными условиями жизни. Совместная игра этих противоположных влияний ведет все живые организмы и вещи к непрерывному развитию.

Движение Солнца и Луны, ян и инь, движение справа налево и движение слева направо уравновешивают друг друга. Это настолько важно, что вся китайская религиозная система строится по принципу ян и инь и вся китайская астрология и магия удваивается. Деление на Светлое и Темное Небо проходило по звездам Душа Солнца и Душа Луны, именно они служили поворотными пунктами движения энергии.

Троица

Владыка Неба выступает в окружении Дракона и Тигра. Так описывается главная, мужская троица китайских богов. Изображения Дракона и Тигра очень любимы и считается, что они дают защиту от всех злых духов.

Владыка Неба, или Тянь-хуан-да-ди Великий царственный господин неба — это Полярная звезда. В древнее время такой звездой могла быть Кохаб, бета Малой Медведицы. А в настоящее время Владыка Мира — желтовато-белая Полярная звезда, альфа Малой Медведицы 2-й вел. Ее звездный храм расположен в центре Неба, среди звезд Пурпурного Дворца, или европейского созвездия Малой Медведицы. Звезда считается проводником воли Бога, духом главного Божества. Она обеспечивает порядок и стабильность в стране, жесткую иерархию власти, продвигает добропорядочных людей и наказывает преступников.

Свернутый текст

Звездный Дракон — это на только все огромное восточное созвездие Лазурного Дракона. В более узком смысле это европейское созвездие Скорпион, и особенно — главная звезда созвездия, Дахо — пламенеющее сердце Дракона, несущее огонь жизни. Пламенеющая звезда несет людям огонь обновления, ее появление на небе соответствовало наступлению весны и сопровождалось церемонией почитания Дракона и обновления огня. Это — звезда Антарес, красная альфа Скорпиона 1-й вел. Одна из важнейших звезд Китая, расположена на востоке и 5 лунная стоянка служит ей Храмом Света. Эта звезда несет огромную силу и помогает великим достижениям, или силе в духовном смысле слова. Она является символом власти Китая, означает силу народа, императора и наследников престола. Способствует быстрой экспансии и, как огонь, захватывает пространство. Приносит мужскую сексуальность, сулит многочисленное потомство. Это и страшная звезда, она может наказать разрушениями, пожарами и катастрофами. Именно она, например, участвовала в американских событиях 11 сентября.

Звездный Тигр — это не только все огромное западное созвездие Белого Тигра. В более узком смысле Тигр — это созвездие Орион или Звезда Достоинства и Чести, главная звезда лунной стоянки Заслуги. Звезда Достоинства — европейская Ригель, голубовато-белая бета Ориона 1-й вел. Она входит в созвездие Заслуги и покровительствует всем военным Китая, обеспечивая экспансию завоеваний и защиту государства. Дает боевые достоинства, умение побеждать и все положительные мужские качества — силу, красоту тела, славу, богатство, успешное продвижение. Остальные звезды созвездия Заслуги (Орион) являются храмовыми звездами Тигра. Они считались благодетельными и давали успех в военных действиях, защиту от врагов.

К звездным богам, подчиненным главному богу, относится и более женственная троица, к которой принадлежат Звезда Счастья и Звезда долголетия. Эти звезды подчиняются Звезде Достоинства, описанной выше. Изображения этих трех богов в виде трех мирно беседующих людей почитаемы, любимы и распространены в Китае.

Звезда Счастья, постоянства и благоденствия — Спика, голубовато-белая альфа Девы 1-й вел. На востоке у нее есть храмовая 2 лунная стоянка — Отдаленная кумирня. Звезда дает положение в обществе, успех, богатство, известность, ум и талант, склонность к писательству и юриспруденции. Покровительствует добропорядочным людям. Влияет на высших чиновников и законодательство, на управление армией.

К храмовым звездам Отдаленной кумирни относятся также Звезда земледелия, красная сигма Девы 5-й вел. Ей молятся об урожае, она дает удачу во всех делах, связанных с земледелием и может предсказывать опасность пожаров. Сюда же относится Чудотворная звезда, белая тау Девы 4-й вел. Она почитается священной, так как ведает жертвами богам и земледелием, приносит чудесную помощь в земных делах в ответ на призыв и молитву.

Звезда Долголетия и благоденствия — это Канопус, желтовато-белая альфа Киля 1-й вел. Считается покровителем и защитником Китая, называется Повелитель Государства. Южная 23 лунная стоянка служит храмом поклонения этой звезде. Звезда расположена на крайней южной точке китайского неба и обычно появляется лишь на короткое теплое время. Если она появляется на небе как положено, то это сулит покой, верное управление государством, мир и счастье. Если звезда не видна в положенный срок, то это предвещает начало смут и войн.

Вместе эти звезды образуют пятерку звездных богов Китая. Но происхождения знаменитой китайской пятерки — большая тайна. Здесь может быть несколько гипотез, и все они правомерны.

Пятерка

До появления буддизма китайцы поклонялись Шан-ди, духам–правителям разных частей света и расе гениев, которым воздавались божеские почести. По представлениям древних китайцев, видимое небесное пространство представлялось состоящим из 4 морей, находилось под управлением четырех драконов, которые подчинялись Мрачному Небесному Шан-ди Севера. По представлениям китайских буддистов, это были 4 царя – дэва.

Свернутый текст

Драконы были различного цвета, зеленый на востоке, красный на юге, черный на севере и белый на западе и каждый имел при себе двух офицеров. Один из этих офицеров носил императорский штандарт, а другой передавал на землю царские повеления.

Соответственно этому, Небо делилось на пять крупных областей: Центральную, Восточную, Южную, Западную и Северную. В каждой из них находилось храмовое созвездие. Офицер, несущий знаки власти Бога – это главная звезда в определенной области неба, а офицер, передающий повеления – это планета. В соответствие 4 Драконам и Главному Богу была поставлена пятерка звезд и пятерка планет.

Божественной пятеркой звезд могли считаться 5 звезд–императоров, я много раз упоминала в своих статьях эти императорские звезды и опишу их далее. Они были окружены дворцами и храмами.

Центральная область Неба соответствует европейским звездам Большой Медведицы, Малой Медведицы, Дракона. Его император — Полярная звезда, а планета — желтоватый Сатурн.

Восточная область Неба соответствует европейским звездам Девы, Весов, Скорпиона, Стрельца, Волопаса, Змееносца, Центавра. Его император — звезда Антарес Скорпиона, а планета — яркий и голубой Юпитер.

Северная область Неба соответствует европейским звездам Стрельца, Козерога, Водолея, Пегаса, Андромеды, Цефея, Лебедя, Орла, Лиры. Император Севера — звезда Альферац Андромеды, а планета — исчезающий, как тень, при Солнце Меркурий.

Западная область Неба включает звезды Возничего, Ориона, Овена, Рыб, Тельца, Андромеды, Эридана, Персея, Кита, Кассиопеи. Западный Император — звезда Альдебаран Тельца, а планета — сияющая белая Венера.

Южная область Неба соответствует европейским звездам Близнецов, Рака, Гидры, Льва, Чаши, Ворона, Волос Вероники, Большого Пса, Малого Пса. Южный Император — звезда Денебола Льва, а планета — красный Марс.

Однако была еще одна пятерка божественных звезд, связанных с планетами. Это были звезды – двойники планет, используемые для предсказаний наряду с планетами. И они не всегда совпадали с императорскими.

Двойник Сатурна, желтовато-белая Полярная звезда, альфа Малой Медведицы 2-й вел. Называется Владыка Мира, ее храм в центре Неба, среди звезд Малой Медведицы. Считается проводником воли Бога, духом главного Божества.

Двойник Юпитера, бледно-зеленая звезда Мицар, дзета Большой Медведицы 3-й вел. Называется Тень Юпитера или Великий год и служит указателем звездного часа и зодиакального знака, соответствующего тому или другому году 12-летнего цикла Юпитера. Храмовые звезды, относящиеся к Тени Юпитера, проецировались на запад эклиптики.

Двойник Венеры – белая звезда Сириус, альфа Большого Пса 1-й вел. Расположена на юге, в 23 лунной стоянке, которая служит храмом поклонения этой звезде.

Двойник Марса, красная звезда Антарес, альфа Скорпиона 1-й вел. Расположена на востоке и 5 лунная стоянка служит ей Храмом Света.

Двойник Меркурия — слабая желтоватая звезда Садалмелек, альфа Водолея 3-й вел. Расположена на севере в 11 лунной стоянке, которая служит храмом поклонения этой звезде и Меркурию.

Двойники типа звезда–планета были нужны потому, что китайцы ориентировались прежде всего на движение звезд, и звездные часы-знаки отсчитывались в порядке, обратном движению планет. Звезды — двойники планет почитались как планетарные божества. В то время как планеты медленно двигались по созвездиям в одну сторону, их звездные двойники вместе со всеми звездами двигались в другую. Главные двойники планет и светил (7 или 9 звезд) составляли созвездие Бэй Доу, Большую Медведицу и символизировали незыблемый закон Неба.

Если неподвижные звезды говорят о великом незыблемом законе Неба, то планеты показывают перемены, отклонения от законов, творческое живое развитие законов. Сатурн есть сущность земли, Юпитер — дерева, Венера — металла, Марс — огня, Меркурий есть сущность воды. Весь мир состоит из пяти элементов, которые в своей чистой сущности являются планетами и планеты управляют миром через энергию пяти элементов.

Божественная восьмерка

8 знаков ба-гуа также имеют более древние корни культа 8 богов — управителей мира, покровителей 8 направлений Неба и Земли, облегающих вселенную и следящих за всеми событиями и происшествиями.

Свернутый текст

Боги эти: Тянь–чжу, Бог Царь Небесный, Ди–чжу, Владыка Земли, Бин–чжу, Бог воинства небесного, Инь-чжу, Владыка Тьмы и ада, Ян-чжу, Владыка Света, Юэ-чжу, Владыка Луны, Жи-чжу, Бог Солнца, Цзы-ши-чжу, Бог 4 времен года. Восемь Небес и их главные звезды не всегда совпадали со звездами пятерки.

Восток, Светлое Лазурное Небо — к нему относятся европейские звезды Девы, Волопаса, Змеи, Весов, Скорпиона и Девы. Восточное направление отдано Богу Солнца. Небесный Хозяин — звезда Арктур, оранжевая альфа Волопаса 1-й вел. Эта важнейшая звезда служит ориентации во времени и пространстве, установлению сезонов, делению суток. Устанавливает порядок в государстве. Для молитв Небесному Хозяину есть храмовая 2 лунная стоянка — Отдаленная кумирня.

Северо-восток, Весеннее Просторное Небо. К нему относятся европейские звезды Скорпиона, Центавра, Весов, Змееносца, Змеи, Центавра, Геркулеса, Стрельца. Направление северо-востока отдано Богу Неба. Император — звезда Антарес, красная альфа Скорпиона 1-й вел. Эта звезда несет весеннюю силу обновления и помогает достигнуть подвигов, славы, или силы в духовном смысле.

Север, Холодное Мрачное Небо. К нему относятся европейские звезды Стрельца, Северной Короны, Волопаса, Козерога, Лиры, Орла, Водолея, Лебедя, Дельфина, Малого Коня. Северное направление отдано Богу Тьмы. Управитель, Вождь — звезда Дабих, желтовато-белая бета Козерога 3-й вел. Звезда — божество, ей молились о защите и о сохранности и умножении скота и увеличении мужской силы. На севере 9 лунная стоянка служит ей для жертвоприношений.

Северо-запад, Колючее Морозное Небо. К нему относятся европейские звезды Водолея, Пегаса, Ящерицы, Цефея, Лебедя, Ю. Рыбы, Рыб, Феникса, Андромеды. Северо-западное направление отдано Богу Войны. Император Северного Неба — звезда Альферац, альфа Андромеды 2-й вел. Эта божественная звезда собирает все добрые дела, совершенные в течение года и приносит их в жертву Верховному Богу. Она приносит награду за прошлые хорошие поступки, дает славу и процветание государству.

Запад, Чистое Ясное Небо. К нему относятся европейские звезды Рыб, Андромеды, Кита, Кассиопеи, Овена, Тельца, Персея. Западное направление отдано Богу Луны. Управитель — Превосходный Возница, переменная звезда Нави, гамма Кассиопеи 2-3 вел. Звезда влияет на хорошие отношения с соседними государствами, заключение мирных договоров, поездки и дипломатию. Она покровительствует дружбе и согласию.

Юго-запад, Мягкое Плодовое Небо. К нему относятся европейские Плеяды, Гиады, звезды Овена, Возничего, Персея, Эридана, звезды Ориона. Юго-западное направление отдано Богу Земли. Император Юго-западного Неба звезда Альдебаран, альфа Тельца 1-й вел. Звезда охраняет границы Китая, приносит удачу в военных действиях, способствует приобретению земель и расширению границ.

Юг, Мужественное Светоносное Небо. К нему относятся европейские звезды Близнецов, Эридана, Зайца, Единорога, Малого Пса, Корабля Арго, Большого Пса, Рака, Льва, Гидры, Рыси, Малого Льва. Южное направление отдано Богу Света. Почетный старец Южного полюса — звезда Канопус, альфа Киля 1-й вел. Я уже описывала выше эту благодетельную звезду, входящую в троицу главных звезд.

Юго-восток, Глубокое Синее Небо. К нему относятся европейские звезды Гидры, Секстанта, Льва, Корабля Арго, Чаши, Девы, Волос Вероники, Малого Льва, Гончих псов, Ворона, Центавра. Юго-восточное направление отдано Богу 4 времен года. Император Южного Неба — звезда Денебола, бета Льва 1-й вел. Считалось, что эта воинственная и сильная звезда поддерживает добрые начинания и должный порядок в государстве.

Рай и ад

По свидетельству иеромонаха Алексия Виноградова, представления о звездном рае были широко распространены в XIX веке именно у буддистов Китая. Душа может стать свободной и попасть в рай западных небес или в “Мирную страну на западе”. Рай Будды расположен на огромном расстоянии к западу от видимого универсума и души почитателей Будды останутся там на миллионы лет. Их занятием будет созерцание и беседа с Буддою – Амитегбой, слушанье прекрасных птиц и блаженство среди садов и озер.

Китайцы—даосы тоже любят выражение “вознесся на небеса”. В книгах их описываются многие дворцы, устроенные на звездах, где святые души достигают небесного рая, где царствует вечное бессмертие. Основатель религии даосов Лао-цзы обитает в раю, во дворце высочайшей чистоты, звездном дворце золотого неба, в центре мироздания.

Есть все основания полагать, что и буддисты и даосы Китая имели в виду рай, расположенный в Центральной области Неба, в Пурпурном или Золотом Дворце. Звезды вблизи полюса почитались не только частями дворца, но и телами богов. Райские звезды Золотого Неба во главе с Владыкой мира соответствуют европейским звездам Большой Медведицы и Малой Медведиц. Среди этих же звезд, в Большой Медведице, находятся двойники всех планет и светил. Эти божественные и храмовые звезды проецировались на юго-запад эклиптики. Поэтому юго-запад можно считать второй координатой рая.

Но были еще светлые райские области Неба, менее значимые, чем Центр. Например, Бог Солнца и Царь Небесный имеют резиденцию на востоке и северо-востоке. Сам Небесный Хозяин — это Арктур, альфа Волопаса, устанавливает порядок в государстве. Для молитв Небесному Хозяину есть 2 лунная стоянка — Отдаленная кумирня, в которой находятся его звезды-подданные.

К светлой области Неба относится также резиденция Ян-чжу, Владыки Света. К ней относятся южные звезды. Сам Южный Владыка, Почетный старец Южного полюса —Канопус, альфа Киля. Это благодетельная звезда, входящая в троицу главных звезд окружена множеством детей и подданных.

И, наконец, область ада. Она подчиняется Инь-чжу, Владыке Тьмы и ада и находится на севере, в области Мрачного Неба. К ней относятся европейские звезды Волопаса, Козерога, Лиры, Водолея, Малого Коня. Интересно, что и сами звезды этой области неба — неяркие, мрачные. Ее управитель — слабая желтовато-белая звезда Дабих, бета Козерога 3-й вел. Ей молились о защите в трудные темные времена или зимою, о сохранности скота. На севере 9 лунная стоянка служит ей для жертвоприношений.

Связь астрологии с религией Китая

Почитание звезд тесно связано с представлениями китайцев о загробной жизни. Душа может стать свободной и попасть в рай западных небес или в “Мирную страну на западе”. Этот рай расположен далеко от Земли, среди звезд. Душа, которая собирается попасть туда, должна прекрасно ориентироваться среди звездного Неба и различать направления и благодетельные звезды. Она должна пролететь огромное расстояние и попасть в райский небесный дворец.

Буддистко-даосское учение о переселении душ назначает 6 путей, которыми душа очищается и вступает в высшую область. Будда — Трафагата объяснил смысл 6 направлений пути святости при молитве и поклонении на Восток, Запад, Север, Юг, к Надиру и Зениту. По сути, он рассказал смысл 6 основных направлений пространства и способ сознательного овладения ими. Астрологические значения направлений и религиозный путь здесь неотделимы, как и во всех древних системах знаний.

Нужно свято исполнять обязанности по отношению к родителям, представляемым восточной стороной, и поклонятся им. Нужно свято исполнять обязанности по отношению к учителям и наставникам, представляемым на южной стороне и поклонятся им.

Нужно свято исполнять супружеские обязанности и правильно относиться к супруге (супругу), представленным на западной стороне и удовлетворять их потребности. Нужно хранить, оберегать и поддерживать друзей и знакомых, представленных на северной стороне и благотворить им.

Нужно верно относиться к своим слугам, и подчиненным, поставленным ниже тебя, в надире и правильно назначать им работу и оплату. И, наконец, нужно свято почитать тех, кто поставлен выше тебя, в зените над тобою, нужно почитать служителей Бога и всегда быть готовым служить им и быть им полезным.

С представлениями о небесах соотноситься и учение даосов о бессмертии, и методы самодисциплины. Поэтому важнейшими науками для них выступают астрология и алхимия. Конфуцианство же представляет собою скорее поклонение природе, ее духам и силам. Культ умерших предков имеет при этом все большее значение. К конце концов сама жизнь кажется существующею лишь после смерти и благополучие жизни становится священным постольку, поскольку оно способствует предполагаемому блаженству почивших в звездных мирах.

Боги, населяющие звездный мир, считаются его управителями. В даосских книгах эти боги часто представляются поучающими своих учеников на звездах, где они живут. По верованию, звездные боги или небесные бессмертные нередко сходят с небесных высот на землю для вразумления людей. Низшие боги-духи обитают на райской горе и отсюда переносятся в звездную область.

Даосы отождествляют главного Шан-ди с Ю-хуан-шан-дэ, главным Богом своего пантеона, прародителем человеческой расы. Его наследственная иерархия сохраняется в даосском семействе Чжан в провинции Цзян-су. Рождение этого Бога празднуется в 9 день первого месяца. Считается, что многие духи служат ему и исполняют его волю, контролируя мир и людей.

Даосская резиденция на горе Дракона и Тигра в провинции Цзян-су, в которой проживал первосвященник – архимаг и его родичи до сто семейств также была в древности спланирована и построена по законам неба. Прежде здесь было 9 дворцов, по числу 9 небес, 36 скитов по числу 36 небесных духов и 72 кумирни по числу земных духов, служащих Ю-хуан-шан-дэ.

Даосы во все эпохи и в различных сектах любили наблюдения за небесными явлениями. Часто это делалось с целями чисто астрономическими, но еще чаще – с целями астрологическими. Конфуциане в этом отношении были ревностными учениками даосов. Если даосы на основании астрологии были склонны к признанию сил рока и спасение находили в алхимических занятиях, то конфуциане на основании этого же развивали геомантию, фэн-шуй.

Распространению и популяризации астрологических взглядов не только в императорских кругах и среди высшего общества, но и среди простого китайского населения способствовало то, что даосизм как философия и религия всегда имел в императорском Китае место в чиновничьей иерархии.

В руках даосов было право юристов, толкование законов, совершение священно-национальных обрядов, особенно стоящих в связи с астрономией и астрологией, унаследованных с древнейших времен. Даосы имели множество ученых, магов, заклинателей, алхимиков, астрологов, монахов и монахинь, оказывающих свое влияние и на императора, и на простой народ.

Эти взгляды не могли измениться радикально даже после революции и уничтожения императорского Китая, так как остались в самой культуре страны, в ее обычаях, в медицине, в календарях, в приметах, в храмах и вообще везде. Потому что даже за 100 лет невозможно уничтожить то, что создавалось тысячелетиями.

Литература
1 Виноградов А. Исторiя Библiи на Востоке... Т.I: Китайское государство, Корея, Японiя... - Спб, 1889-1895.

2 Палагина И.В. Созвездия и звезды Древнего Китая.

3 Сыма Цянь. Исторические Записки. (Ши Цзи) Т.IV., пер. с китайского, комментарий Вяткина Р.В. М., 1986.

4 Палагина И.В. Астрология Дахо

Ирина Палагина

http://members.lycos.co.uk/chinastrology/