Синонимы: Cognitive dissonance

Словосочетание «когнитивный диссонанс» происходит от английских терминов: «cognition» — знание + «dissonance» — несоответствие, разногласие. Само явление изучалось американским психологом Леоном Фестингером в 1957 году для объяснения изменений мнений, убеждений как способа устранения смысловых конфликтных ситуаций. Конитивный диссонанс есть состояние, возникающее в ситуации, когда человек одновременно располагает двумя психологически противоречивыми "знаниями" (мнениями, понятиями) об одном объекте.

«Сам Леон Фестингер начинает изложение своей теории с такого рассуждения: замечено, что люди стремятся к некоторой согласованности как желаемому внутреннему состоянию. Если возникает противоречие между тем, что человек знает, и тем, что он делает, то это противоречие стремятся как-то объяснить и, скорее всего, представить его как непротиворечие ради того, чтобы вновь достичь состояния внутренней когнитивной согласованности. Далее Л. Фестингер предлагает заменить термин «противоречие» на «диссонанс», а «согласованность» на «консонанс», поскольку эта последняя пара терминов кажется ему более нейтральной, и теперь сформулировать основные положения теории. Она может быть изложена в трех основных пунктах:

а) между когнитивными элементами может возникнуть диссонанс;

б) существование диссонанса вызывает стремление уменьшить его или воспрепятствовать его росту;

в) проявление этого стремления включает: или изменение поведения, или изменение знаний, или осторожное, избирательное отношение к новой информации.

В качестве иллюстрации приводится ставший уже нарицательным пример с курильщиком: человек курит, но вместе с тем знает, что курение вредно; у него возникает диссонанс, выйти из которого можно тремя путями:

а) изменить поведение, то есть бросить курить;

б) изменить знание, в данном случае - убедить себя, что все рассуждения о вреде курения как минимум преувеличивают опасность, а то и вовсе недостоверны;

в) осторожно воспринимать новую информацию о вреде курения, то есть попросту игнорировать ее».

Степанов С.С., Популярная психологическая энциклопедия, М., «Эксмо», 2005 г., с. 303-304.

ПРИМЕР. «Пытка Кандинским. В пытках с применением идеологических и культурных артефактов американцы не новаторы. Пожалуй, самые изысканные методы психологического воздействия использовались во время гражданской войны в Испании в 1936-1939 годах. О них поведал испанский историк и искусствовед Хосе Миликуа. В тюрьмах на улицах Вальмайор и Сарагоса в республиканской Барселоне были специальные камеры, названные «цветными». В них не было окон, а стены и потолки были расписаны копиями сюрреалистических и абстракционистских работ Кандинского, Васарели, Клее, Иттона. Самой жестокой из пыточных картин была репродукция плаката Сальвадора Дали к кинофильму «Андалузский пес» Луиса Бунюэля. На плакате был изображен раскрытый глаз, который режут бритвой. Заключенные франкисты вынуждены были часами рассматривать разноцветные геометрические абстракции. Через некоторое время у людей расшатывалась психика, и они начинали давать признательные показания. Ноу-хау пыток искусством принадлежит французскому музыканту и художнику Альфонсу Лауренсику, который сам же и воспроизводил сюрреалистические шедевры на стенах казематов. О своем открытии влияния цвета и линий на психику человека он поведал в 1939 году на суде. Франкисты оценили новаторство Лауренсика - француза расстреляли».

Чикирис О., Как узнают подноготную, журнал «Все ясно», 2005 г., N 26, с. 23.

ПРИМЕР. «Наконец наступил счастливый момент: закончились 100 дней нашего пребывания в заливе и мы направились в сторону дома. Мы не только проделали прекрасную работу, но и смогли избежать каких-либо серьезных ранений и потерь. Мы не запустили ни один из наших «томагавков» под горячую руку, несмотря на то что провели несколько дней в ожидании приказа на запуск ракет для уничтожения тех пунктов, где Саддам Хусейн производил оружие. Каждый раз, когда до запуска ракеты оставалось меньше 5 минут, нам отдавали приказ его остановить: Генеральный секретарь ООН снова был близок к заключению мирного договора. Моя команда была очень разочарована тем, что нам не пришлось «пострелять». Ни что не может сравниться с тем выбросом адреналина в кровь, который происходит при запуске этого невероятно мощного оружия. Весь корабль вздрагивает и вибрирует. Ваше сердце начинает биться сильнее, когда вы наблюдаете на экране за тем, как это оружие войны стоимостью миллион долларов уносится из поля вашего зрения в долгий путь, который стал возможен благодаря вам. Все долгие часы учений и подготовки к тому, чтобы сделать то, что ждет ваша страна, сливаются воедино в этот самый момент. Вас ждут честь и слава, а возможно, еще одна награда на грудь. Поэтому это действует совершенно удручающе, когда ракеты запрограммированы, к ним подключены батареи питания, ваш палец лежит на кнопке запуска, а вам говорят: «Ничего не надо». Разочарование в таком случае неизбежно. Люди на корабле были деморализованы. Заметив расползающееся по кораблю уныние, я понял, что должен действовать быстро, иначе в следующей критической ситуации будет труднее добиться от людей собранности. У них даже может появиться «упадническая» мысль: мол, стоит ли беспокоиться о поддержании оборудования и своих навыков на высоком уровне, если нет возможности их использовать».

Абрашофф М., Это ваш корабль. Техники менеджмента от лучшего корабля ВМС США, СПб, «Питер», 2004 г., с. 72-73.