http://bugeisha.ru/aiki/pic/2006/coldjap/oowakizashi1.jpg

ВАКИДЗАСИ - это более короткий меч из набора двух мечей для ношения за поясом в мирное время, широко известного своей аббревиатурой ДАЙСЁ: 大小 ("большой"+"маленький"), который, собсна, состоял из длинного меча ДАЙТО: 大刀 (собсна КАТАНА) и короткого меча СЁ:ТО: 小刀 (собсна ВАКИДЗАСИ). Во время периода БАКУФУ 幕府 ТОКУГАВЫ 徳川 (сёгуно-ненавистническими лохами упорно называемым периодом ЭДО 江戸) ношение ДАЙСЁ: стало просто обязалово-образным символом самурайского 侍 сословия. Ну чисто le must ! (вот только жалко Cartier тогда КАТАНА ещё не изготовлял.... хе-хе-хе) Их носили, запихивая между японо-образными мега-клешёными штаниками-пылеуловителями ХАКАМА 袴 и поясом ОБИ 帯 (который фуфлоданные мегалохи воображают себе исключительно чёрного цвета... хе-хе-хе... но исторической правде их воображения не соответствовали по полной - если верить изображениям всяких там гравюр и картинок старинных... мега дорогостоящих в оригиналах... хе-хе-хе) с левой стороны и повёрнутые обоими режущими кромками наверх.
  Традиция везде с собой таскать ДАЙСЁ: называлась НИХОНДЗАСИ 二本差し (почти дословно означает "засунуть две штуки"), и началась эта "мода" под самый конец эры (периода) МУРОМАТИ 室町 (где-то в середине шестнадцатого века н.э.). До этого крутые, выскопоставленные вояки носили ТАТИ, который подвешивали на пояс режущей кромкой вниз, и кинжал засунутый в пояс. Собсна, кинжалы носили в дополнение к ТАТИ ещё с эры КАМАКУРА 鎌倉 (с конца двенадцатого века н.э.), ими пользовались в условиях очень ближнего боя. В эру МУРОМАТИ кинжалы делались всё длиннее и длиннее и постепенно переросли в совершенной иной класс оружия, который называли УТИГАТАНА 打刀 (где первый иероглиф "удар"... один в один как в МЭН-УТИ, например). Ранние УТИГАТАНА были прямые и примерно в пол-метра длиной. Использовались они, есессссна, в основном - как колющее оружие. По мере своего развития они всё сильнее удлиннялись и искривлялись и в конечном итоге результатом цепи мутаций оказался ДАЙТО: 大刀 (собсна в просторечии КАТАНА 刀).
  Поначалу УТИГАТАНА так и носили парой к ТАТИ. Но в краткую эру АДЗУТИ-МОМОЯМА 阿須地桃山 (1576-1600) их популярность стала столь высока - что ТАТИ перестали носить вообще, а носили две УТИГАТАНА, один покороче, другой подлиннее. Тот, который покороче, в пол-метра длинной тогда называли ТИ:САГАТАНА 小刀 (обратите внимание - один в один теже иероглифы, что и СЁ:ТО:, но называли эту штуку тогда нижним чтением иероглифов, а не верхним, как позжее). Вот тогда и зародился термин ВАКИДЗАСИ (где первый иероглиф "бок" и второй иероглиф "засунуть, запихнуть"). Во время сверх-короткой эры ТЭНСЁ: 天象 (1573-1576) впервые был исторически зафиксирован случай подарка очень баааальшому человеку набора из двух мечей, которые полностью подходили друг другу по "обвесу". И с тех пор богатые люди стали гоняться за наборами, где два меча были бы изготовлены одним мастером, с использованием одинаковой расцветки и стиля узора на эфесе и ножнах. И цены эти наборы были уже тогда - просто немерянной.
  Сам смысл, вкладываемый в словосочетания "длинный меч" и "короткий меч", сильно изменился с течением времени (наверное, правильнее - столетий). Теперь все клинки длиной от одного СЯКУ 尺 (япономера длины чуть короче фута - 30.3 см.) до двух СЯКУ стали называть СЁ:ТО:. Другими "погонялами" для СЁТО:, окромя уже известного ВАКИДЗАСИ - стали КОДАТИ 小太刀 и КОГУСОКУ 小具足. Однако КОДАТИ всё-таки в подавляющем случае использовали для названия кинжала, а КОГУСОКУ, как правило, использовали только для клинков короче одного СЯКУ. У ВАКИДЗАСИ тоже были уточняющие расширения (приставки). Так, ВАКИДЗАСИ длиной в один СЯКУ и чуть больше называли КОВАКИДЗАСИ 小脇差 (где первый иероглиф - "малый"), а ВАКИДЗАСИ длинной в два СЯКУ плюс-минус чуток называли О:ВАКИДЗАСИ 大脇差. Во время периода БАКУФУ ТОКУГАВЫ самураи носили ВАКИДЗАСИ постоянно. А простолюдины более высокой касты во время дальних путешествий носили особый тип ВАКИДЗАСИ, который назывался ДО:ТЮ:ДЗАСИ 道中差 (где первый иероглиф - "дорога", второй - "середина, внутри, центр"), для самообороны. Самураи всегда были при ВАКИДЗАСИ. Время от времени этикет требовал остаться без КАТАНА (например, во время аудиенции у большого начальника), но ВАКИДЗАСИ всегда оставался при самурае. Как бы для самообороны. Как правило, при особо хитрых, ловких и в общем-то правильных по жизни самураях оставались различные виды КАКУСИБУКИ 隠武器 - "заныканного оружия" - но такое оружие мы будем рассматривать в других частях и главах этого микро-горе-недосправочника. Ну и, ессессна - тот самурай, который умел заныкать правильно КАКУСИБУКИ - так, что их не обнаруживали при шмонах (а шмоны были такие, что мама не горюй!) - умел ими пользоваться. То бишь навык был отполирован до блеска. НО! Это опять же пока что офф-топик. Но в тему офф-топика - поскольку ВАКИДЗАСИ при самурае был всегда - была необходимость много полировать навык, как использования для атаки, так и расширения набора контр против этого инструмента. К этому относились, например, приёмы, не позволяющие вытащить ВАКИДЗАСИ из ножен типа ОСИ-ТОМЭ, контратаки при обоюдно обнажённом оружие типа МУСО:ДЗУМЭ и приёмы обездвиживания оппонента его же оружием типа АТЭ-КОДЗИРИ-ТОМЭ - примеры которых из старинного манускрипта ДЭНСЁ - я хотел бы привести.

http://bugeisha.ru/aiki/pic/2006/coldjap/oshitome1.jpg
Техника старинной школы КОСИ-НО-МАВАРИ "ОСИ-ТОМЭ" из старинного манускрипта ДЭНСЁ. Оба человека сидят. Когда нападающий (справа) пытается выхватить ВАКИДЗАСИ -
защищающийся (слева) проводит приём ОСИ-ТОМЭ

http://bugeisha.ru/aiki/pic/2006/coldjap/oshitome2.jpg
Продолжение приема ОСИ-ТОМЭ.

http://bugeisha.ru/aiki/pic/2006/coldjap/misoozume1.jpg
Из школы КОСИНО-НО-МАВАРИ ХО:КУ РЮ - техника МИСО:ДЗУНЭ - из манускрипта ДЭНСЁ. Оба участника к началу действия УЖЕ успели выхватить ВАКИДЗАСИ. Нападающий левой рукой хватает "за грудки" защищающего - с целью развернуть сподручнее для нанесения секущего надреза и вывел свой ВАКИДЗАСИ в исходное положение. Защищающийся прижимает левую руку нападающего своей левой рукой двойным контролем - фрикционным продольным грудью и фрикционным поперечным - параметрами хвата своей левой кисти. Одновременно упором правой ноги он предотвращает смещение АСИ-САБАКИ ХАНМИ ХАНДАТИ у оппонента и правой рукой проводит блокирующий контр-приём КЭН-НО-СУДОРИ предотвращая надрез сверху. За этим следует у защищающегося ХАНМИ ХАНДАТИ ИРИМИ со смещением "на 5 минут" с САЮ: ТЭ-САБАКИ правой рукой, что и выводит оппонента в предсмертное положение. (хе-хе-хе-хе-хе-ех ветеранам ресурса - становится очевиднее и очевиднее причины хохота над "энциклопедистами",
не правда ли?)

http://bugeisha.ru/aiki/pic/2006/coldjap/misoozume2.jpg
Продолжение приема МИСО:ДЗУНЭ

  Постепенно всё больше и больше приёмов рождалось из жизни (и порой высасывалось из пальца - к трагическим последствиям для искренних учеников шарлатаносэнсэйчиков) и входило в арсеналы различных РЮХА 流派 (школ) по ДЗЮДЗЮЦУ 柔術, ЙАЙДЗЮЦУ 居合い術 и КЭНДЗЮЦУ 剣術

http://bugeisha.ru/aiki/pic/2006/coldjap/atekojiritome.jpg
Приём АТЭ КОДЗИРИ ТОМЭ - обездвиживание оппонента его же невытащенным ВАКИДЗАСИ.

А. Смирнов

http://www.bugeisha.ru/aiki/coldjapweap2.shtml