ЗЕРКАЛО

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Авто, мото, вело... » справочник автолюбителя


справочник автолюбителя

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

Тип кузова автомобиля

Свернутый текст

Что такое кузов?

Кузов автомобиля можно определить как принятую форму для перемещения людей, грузов или средств обслуживания. Форма кузова — отражение существующего уровня развития техники, организации и уровня жизни, а также взглядов на функции автомобиля.

Разнообразие форм

Еще недавно на наших дорогах можно было встретить всего две разновидности автомобильных кузовов — седан (четырехдверная «Волга», «Москвич» или «Жигули») и его пятидверный вариант — универсал. Лишь теперь можно по достоинству оценить великое множество форм автомобильных кузовов. Ведь ныне любая крупная фирма выпускает практически каждую модель не с одним-двумя, как раньше, а с тремя, пятью, шестью и больше различных кузовов.

Функциональное назначение

Попробуйте дать определение кузову «Запорожца» ЗАЗ-968 или его предшественника ЗАЗ-966. Или, например, можно ли назвать кузов «Нивы» универсалом?

С точки зрения функциональной принадлежности универсал — это грузопассажирский кузов с 3 или 5 дверями и, как правило, вагонной компоновкой задней части. А много ли в «Ниву» войдет груза? Поэтому всем известный вазовский вездеход можно определить скорее как купе. То есть кузов с одним основным рядом сидений или одним основным и одним дополнительным и двумя или тремя дверями. А как же вагонная задняя часть машины? Для нее в 70-е годы придумали название —хэтчбек, то есть с дверцей в задней стенке.

В России принято называть хетчбеком пятидверную легковую машину с покатой задней стенкой. Но с функциональной точки зрения такой кузов называется седан — конструкция с двумя основными рядами сидений. Седан может быть двух-, трех-, четырех- и пятидверным, с выступающим сзади багажником (то есть трехобъемным) или покатой задней стенкой (двухобъемным), и даже с вагонной компоновкой. В первом случае мы назовем его седан-нотчбек (notch — по-английски «выемка», «зарубка», «вырез»), во втором — фастбек (2 или 4, как у «Победы», двери) или хэтчбек (3 или 5, как у « Иж-Комби»).

Вот почему ЗАЗ-968 правильнее назвать седаном. Ведь покупали его для целой семьи, и, значит, второй ряд сидений, несмотря на неудобный к нему доступ, был все-таки основным, а не дополнительным.

Впрочем, сколько людей — столько и мнений. Так что молодая супружеская пара, не обремененная детьми, вполне может назвать свою «Таврию» трехдверным седаном-хэтчбек, купе, просто хэтчбеком или даже универсалом.

Кузов по ОСТу

С 1 января 1985 года приказом по управлению конструкторских и экспериментальных работ Министерства автомобильной промышленности СССР был введен отраслевой стандарт на основные термины и определения типов кузовов легковых автомобилей.

Нельзя сказать, что он идеально сочетал в себе особенности классификаций «по форме» и «по содержанию». Да и союзного министерства, диктовавшего всем заводам и потребителям свою волю, давно не существует. Тем не менее ознакомиться с трактовкой единственного в своем роде документа, думаем, будет не лишне. Мы также сопроводим официальную точку зрения собственным комментарием и сравним отраслевой стандарт с некоторыми зарубежными классификациями.

Далее по тексту: USA — Соединенные Штаты Америки, GB — Великобритания, F — Франция, D — Германия, I — Италия.

Седан

http://avtoavto.ru/images/reference/body_types/sedan.gif
(USA — Sedan, GB — Saloon, F — Berline, D — Limousine, I — Berlina)

Трехобъемный пассажирский кузов с двумя или четырьмя (шестью) боковыми дверями.

Седан-нотчбек c двумя основными рядами сидений стал классическим в конце 40-х годов.

Купе

http://avtoavto.ru/images/reference/body_types/compartment.gif
(Coupe, Gran Turismo)

Двухобъемный или трехобъемный пассажирский кузов с двумя боковыми дверями и со стесненными посадочными размерами задних сидений.

Несколько нечеткую формулировку относительно «стесненных размеров» гораздо проще и понятнее можно изложить так: «2—7-местный кузов с одним основным или одним основным и одним дополнительным рядами сидений».

Хардтоп-седан

http://avtoavto.ru/images/reference/body_types/hardtop_sedan.gif
(Hardtop Sedan, Sport Sedan)

Кузов седан (трехобъемный) без средней боковой стойки при опущенных боковых стеклах.

Моду на такие кузова ввели американцы в 50-е годы, но в настоящее время они встречаются достаточно редко — у такой конструкции сложно обеспечить прочность крыши при опрокидывании машины.

Хардтоп-купе

http://avtoavto.ru/images/reference/body_types/hardtop_compartment.gif
(Hardtop Coupe)

Кузов купе (двух-, трехобъемный) без средней боковой стойки при опущенных боковых стеклах.

Фастбек

http://avtoavto.ru/images/reference/body_types/fastback.gif
(Fastback, D — Fliessheck)

Двухобъемный пассажирский кузов с двумя или четырьмя дверями и плавно спускающейся назад крышей.

Пологая задняя стенка седана получила распространение вместе с повальным увлечением аэродинамическими формами в 30-е годы. В настоящее время практически не используется.

Лимузин

http://avtoavto.ru/images/reference/body_types/limousine.gif
(D — Pullman)

Пассажирский кузов, имеющий перегородку с открывающимся окном за первым рядом сидений.

Ландо

http://avtoavto.ru/images/reference/body_types/landaulet.gif
(Landaulet, Landaulette)

Пассажирский кузов с открывающейся частью крыши над задними рядами сидений.

Кабриолет

http://avtoavto.ru/images/reference/body_types/cabriolet.gif
(Cabriolet)

Пассажирский кузов с мягким складывающимся тентом и опускающимися боковыми окнами.

По общепринятой международной классификации этот кузов оснащается не опускающимися, а съемными боковыми окнами. Существуют также кабрио-лимузин с неубирающимися боковинами, торпедо — без крыши и боковых стекол и фо-кабриолет — с убирающейся стойкой между боковыми окнами.

Фаэтон

http://avtoavto.ru/images/reference/body_types/phaeton.gif
(Phaeton, Convertible)

Пассажирский кузов с мягким складывающимся тентом и со съемными боковыми окнами.

В данном случае произошла некоторая путаница. Немцы называли фаэтоном 6-местную версию кабриолета — 4—6-местный кузов со складной крышей и съемными стойками боковых окон.

Фаэтон-универсал

http://avtoavto.ru/images/reference/body_types/phaeton_universal.gif
(D — Universal Mehrzweck Fahrzeug)

Грузопассажирский кузов, предназначенный для перевозки пассажиров или грузов, с мягким складывающимся или съемным тентом и со съемными боковыми окнами (надставками дверей).

Яркими представителями этого типа кузова можно считать УАЗ-469 и ЛуАЗ-969. Подобную конструкцию обрекли на вымирание жесткие нормы на безопасность при опрокидывании. Зато сейчас все большей популярностью пользуются «пляжные» открытые джипы-пикапы и им подобные «помеси».

Бескапотный кузов

http://avtoavto.ru/images/reference/body_types/body_wo_cowl.gif
Однообъемный пассажирский кузов, центр рулевого колеса которого находится перед передней осью автомобиля.

Многочисленные дешевые японские и корейские «малыши» вагонной компоновки подходят под это определение.

Фургон

http://avtoavto.ru/images/reference/body_types/van.gif
(USA, GB — Van, D — Kastenwagen, F — Fourgonette)

Закрытый кузов с перегородкой, отделяющей помещение для водителя от помещения для перевозки грузов.

В 80—90-е годы фургоны с боковыми окнами, съемными сиденьями в грузовом отсеке, без перегородки получают все большее распространение.

Комби

http://avtoavto.ru/images/reference/body_types/combi_hatchback.gif
(Hatchback, D — Heckklappenlimousine)

Двухобъемный кузов, имеющий заднюю дверь, предназначенный для перевозки пассажиров или грузов (при сложенных задних сиденьях).

Название, ясно указывающее на происхождение и назначение (комбинированный из седана и универсала, сочетающий их качества), у нас не привилось, даже несмотря на продолжавшийся много лет выпуск модели «ИЖ-Комби». Гораздо большее распространение получило иностранное слово «хэтчбек», дословно — «дверца сзади».

Универсал
http://avtoavto.ru/images/reference/body_types/universal.gif
(USA — Station Wagon, GB — Estate car, F — Break, D — Kombi, I — Giardinera)

Двухобъемный кузов с задней дверью, имеющий постоянное грузовое помещение, не отделенное от пассажирского салона стационарной перегородкой (задние ряды сидений — складывающиеся).

Жесткое определение «двухобъемный» представляется в данном случае лишним — что будет, когда передняя часть кузова станет такой же плавной линией, как задняя у фастбека? Пример — «Рено-Эспас» или «Мицубиси-Спейс Гир», самые настоящие однообъемные универсалы.

Кабриолет-хардтоп

http://avtoavto.ru/images/reference/body_types/cabriolet_hardtop.gif
(Hardtop Cabriolet)

Пассажирский кузов со съемной жесткой крышей.

Родстер
http://avtoavto.ru/images/reference/body_types/roadster.gif
(Roadster, Spider)

Пассажирский двухместный кузов cо складывающимся мягким тентом.

Брогам
http://avtoavto.ru/images/reference/body_types/brougham.gif
(Brougham, Coupe de Ville)

Пассажирский кузов с открывающейся частью крыши над передним рядом сидений.

Тарга
http://avtoavto.ru/images/reference/body_types/targa.gif
(Targa)

Пассажирский кузов со съемной средней частью крыши.

Пикап
http://avtoavto.ru/images/reference/body_types/pickup.gif
(Pick-up)

Грузопассажирский кузов с открытой платформой для перевозки грузов и кабиной водителя, отделенной от грузовой платформы стационарной перегородкой.

Чаще всего этот кузов путают с фургоном. Чтобы не ошибаться, достаточно запомнить, что Pick-up по-английски означает в том числе и «подбирать», «подхватить».

0

2

Объем двигателя

Рабочий объем двигателя равен произведению рабочего объема одного цилиндра на их число. Рабочий объем цилиндра — это произведение площади поперечного сечения цилиндра на ход поршня. Таким образом, чем больше площадь сечения поршня, длина хода поршня и количество цилиндров, тем больше рабочий объем двигателя.

Мощность двигателя

Мощность — это физическая величина, равная отношению работы, совершенной за определенное время, к этому времени. В системе единиц СИ мощность измеряется в Ваттах (Вт). Поднимая груз массой 1 килограмм на высоту 1 метр за 1 секунду, мы развиваем мощность 1 Вт.

Мощность автомобильных двигателей обычно измеряют в лошадиных силах.

Термин «лошадиная сила» был введен в конце XVIII в. английским изобретателем Дж. Уаттом. Наблюдая за работой лошадей, вытягивающих из угольных шахт при помощи блоков корзины с углем, ученый измерил общий вес извлеченной ими породы и высоту, на которую он был поднят за определенное время. Уатт рассчитал, что 1 лошадь за 1 минуту с глубины 30 м вытягивает в среднем 150 кг угля. Эта единица мощности и получила название лошадиной силы (horsepower).

После принятия в 1960 г. системы единиц СИ лошадиная сила стала вспомогательной единицей мощности, равной 736 Вт. Средняя мощность человека равна 70—90 Вт, что составляет 0,1 лошадиной силы.

Тип двигателя

Бензиновый:

Бензиновые двигатели — это класс поршневых двигателей внутреннего сгорания, в цилиндрах которых предварительно сжатая топливовоздушная смесь поджигается электрической искрой. Управление мощностью в данном типе двигателей производится, как правило, регулированием потока воздуха, входящего в двигатель, посредством дроссельной заслонки.

Бензиновые двигатели работают на жидком топливе (бензине) с принудительным зажиганием. Перед подачей в цилиндры двигателя топливо перемешивается с воздухом в определенной пропорции с помощью карбюратора или инжектора.

Дизельный:

Дизельный двигатель отличается от бензинового способом смесеобразования и воспламенения топливовоздушной смеси. В бензиновом двигателе топливо смешивается с воздухом до входа в цилиндр, а топливовоздушная смесь воспламеняется в определенный момент при помощи искры. В дизельном двигателе в цилиндр попадает «чистый» воздух, который затем сжимается, когда поршень идет к верхней мертвой точке. Так как степень сжатия в дизельном двигателе довольно большая (обычно 20:1), воздух при сжатии нагревается до температуры 750 °С. При подходе поршня к верхней мертвой точке топливо начинает впрыскиваться в цилиндр под высоким давлением. Температура воздуха достаточно высока для воспламенения впрыснутого топлива, когда оно смешается с воздухом. Топливовоздушная смесь воспламеняется, выделившаяся энергия воздействует на поршень, поршень начинает движение вниз, совершая полезную работу.

0

3

Коробка передач

Для передачи механической энергии от двигателя к исполнительным органам автомобиля применяется совокупность передаточных устройств под названием трансмиссия. Передача вращения от трансмиссионного вала к исполнительным органам обычно производится приводными ремнями или цепями. В состав механической трансмиссии автомобиля входят силовая передача, сцепление, карданная передача, дифференциальный механизм и другие устройства.

Коробка передач предназначена для изменения по величине и направлению крутящего момента и передачи его от двигателя к ведущим колесам. Также она обеспечивает длительное разобщение двигателя и ведущих колес, причем на неограниченный срок и без усилий со стороны водителя (по сравнению со сцеплением).

Автомобили бывают с механическими коробками передач (МКПП) и с автоматическими коробками передач (АКПП). У тех и у других есть свои достоинства и недостатки.

Достоинство МКПП — небольшие потери при передаче крутящего момента, а недостаток — сложность в управлении автомобилем.

Достоинство АКПП — легкость в управлении автомобилем, особенно в городских условиях, а недостаток — большие потери при передаче крутящего момента.

Привод

Привод автомобиля может быть задним, передним или полным. У каждого из приводов существуют свои особенности, которые необходимо учитывать при выборе автомобиля.

Задний привод

Это тип привода, при котором двигатель крутит задние колеса посредством карданной передачи. Для российских автомобилей характерным является задний мост, который распределяет момент вращения между колесами. В иномарках обычно применяются полуоси, схожие с используемыми в переднем приводе.

Достоинства:
проверенная и надежная конструкция.
Недостатки:
наличие карданной передачи влечет дополнительные потери мощности; наличие заднего моста уменьшает проходимость автомобиля, является дополнительным источником шума и неисправностей; неважная управляемость при некоторых режимах движения, в том числе на скользкой дороге.
Примеры:
ВАЗ 2104—2107, практически весь модельный ряд BMW и Mercedes, ряд китайских автомобилей.

Передний привод

Это тип привода, при котором под воздействием двигателя крутятся передние колеса автомобиля. В этом случае передние колеса являются одновременно ведущими и управляющими. Крутящий момент передается от коробки передач посредством полуосей, без промежуточных звеньев.

Достоинства:
малые потери энергии при передаче от двигателя к колесам, что повышает КПД двигателя; высокая устойчивость на дороге, особенно скользкой, хорошая управляемость; более «чувствительное» рулевое управление; улучшенная проходимость автомобиля.
Недостатки:
усложнение конструкции по сравнению с другими типами привода; более сложный ремонт; несколько меньшая надежность из-за сочетания рулевых и ведущих колес.
Примеры:
Ford Focus, Peugeot, Audi и др.

Полный привод

Это тип привода, при котором все колеса являются ведущими. Крутящий момент передается с помощью коробки передач, если присутствует постоянный полный привод (Full Time 4WD), или через раздаточную коробку в случае отключаемого привода. Подключаемый привод может быть передним или задним, на большинстве автомобилей сегодня применяется автоматическое подключение.

Достоинства:

повышенная проходимость; высокая устойчивость на дороге, особенно скользкой; хорошая управляемость. Недостатки:
повышенный расход топлива; более сложная и дорогая конструкция; желательны специальные навыки вождения.

Примеры с постоянным полным приводом:

Chevrolet Niva, внедорожники-иномарки от Suzuki Jimny до Toyota Land Cruiser 100 (в некоторых версиях). Кроме того, полноприводные модификации есть у многих производителей легковых автомобилей: Audi (Quattro), Mercedes-Benz (4-matik), Subaru.

Примеры с отключаемым полным приводом:

УАЗ Hunter и Patriot, большинство «паркетников» (KIA Sportage, Honda CR-V), а также средних и тяжелых внедорожников (Chevrolet TrailBlazer, Ford Explorer, Chevrolet Tahoe, Nissan Patrol).

0

4

Диски

Автомобильные колесные диски могут быть стальными и легкосплавными. Легкосплавные диски делятся по материалам на алюминиевые и магниевые, а по технологии изготовления — на литые и кованые.

Стальные диски 

Наименее дорогими, а значит, наиболее распространенными являются стальные диски. Они изготавливаются из листовой стали, а их конструкция состоит из обода и приваренной к нему "тарелки". Внешнюю поверхность стальных дисков во избежание коррозии покрывают эмалью, хромом, электрофорезным (катафорезным) покрытием либо специальным порошковым слоем. Данный тип дисков, как правило, применяется при комплектации серийных автомобилей, сходящих с конвейера во всем мире.

Достоинства:
невысокая стоимость; способность не лопаться и не крошиться при ударе. Благодаря своей пластичности диски мнутся, и поэтому есть возможность их восстановления за небольшие деньги.

Недостатки:
значительный вес; пониженная коррозионная стойкость из-за ненадежного покрытия; ограниченные возможности для дизайна.

Литые алюминиевые диски

Изготавливаются методом литья из легких сплавов на основе алюминия.

Достоинства:
на 20—30% легче стальных. Это снижает неподрессоренные массы автомобиля и приводит к улучшению плавности хода, динамики разгона и снижению расхода топлива автомобиля. повышенная стойкость к воздействию окружающей среды за счет образования оксидной пленки на их поверхности.

Недостатки:
восстановление после деформации очень дорого (сравнимо по стоимости с заменой диска); снижают срок службы подвески, так как из-за меньшей сминаемости легкосплавные диски не гасят ударные воздействия, а передают их в подвеску. Лучшие импортные диски по сравнению с отчественными имеют более высокую цену, но, как правило, состоят из сбалансированных сплавов и обладают меньшим весом и большей ударной прочностью.

Литые магниевые диски

Изготавливаются методом литья из легких сплавов на основе магния.

Достоинства:
превосходят алюминиевые по ударной прочности; обладают меньшим собственным весом.
Недостатки:
чрезвычайно низкая коррозионная стойкость. Не подходят для российских городских дорог, посыпаемых хлористыми соединениями, так как быстро покрываются неэстетичными разводами.

Кованые диски
Они, как и литые, производятся из магниевых или алюминиевых сплавов. Однако такие диски отличаются способом изготовления: это горячая штамповка с последующей термической и/или механической обработкой.

Достоинства:
высокая коррозионная стойкость, нет необходимости в дополнительном покрытии; высокая прочность и жесткость конструкции. При ударе кованый диск не трескается, а только мнется (при этом удар должен быть очень сильным); наиболее легкие из всех типов дисков (в 1,2—2 раза легче стальных).
Недостатки:
высокая стоимость. ограничения по размеру. Скорее всего, будущее принадлежит кованым дискам, так как по своим показателям они превосходят стальные и литые диски. Уже в ближайшей перспективе можно прогнозировать активный рост спроса на них, поскольку отечественные производители уже начали их изготовление и выпускают вполне приемлемую (исходя из соотношения цена/качество) продукцию

Люки
Автопроизводители предлагают автомобилистам широкий выбор накрышных систем — сдвижные, подъемные, складные, панорамные, спойлерные крыши, крыши-жалюзи, крыши с солнечными батареями. Наряду с традиционными подъемными и сдвижными люками разработаны стеклянные панорамные и матерчатые складные крыши с увеличенной площадью открытия.

Люк гарантирует удовольствие от поездки и возможность дышать свежим воздухом.

Стеклянные крыши люков изготавливаются из тонированного стекла: оно задерживает 80% света, 97% тепла и 99% ультрафиолета, не допуская перегрева салона летом и его охлаждения зимой. В рамке люка предусмотрен обтекатель, благодаря которому свежий воздух поступает в салон плавно, без порывов.

Подъемные люки

У подъемных люков задняя сторона стекла поднимается с помощью трехступенчатого рычага или поворотной ручки.

Стекло люков съемное, что дает возможность полностью открыть салон свежему воздуху и свету. Дополнительно можно установить съемную солнцезащитную пластиковую заслонку.

Сдвижные люки

У сдвижных люков задняя кромка стеклянной крыши поднимается, и стекло сдвигается назад над крышей автомобиля. Привод либо механический (поворотная ручка), либо электрический.

Складные крыши

Складная крыша с тканевой обтяжкой, практически превращающая машину в кабриолет. Обтяжка крыши устойчива к воздействию ветра, влаги и любых моющих средств. Прочные алюминиевые распорки обеспечивают сохранение ее формы при любых скоростях.

Открывается электромотором, управление осуществляется кнопкой или с панели управления (подсвечиваемые кнопки, полное открытие / закрытие "в одно нажатие", 2 запрограммированных положения, система автоматического закрытия при отключении зажигания и автоматической остановки закрытия при возникновении сопротивления — попадании постороннего предмета в отверстие люка).

Панорамные люки

Одна из наиболее заметных тенденций в мировом автодизайне — возрастающее "остекление" машин. Хорошим тоном для автопроизводителей стало наличие в ассортименте и тем более среди концепт-каров автомобилей с панорамным остеклением крыши и даже с полностью стеклянной крышей. Фирма Webasto, ведущий мировой производитель люков, участвует во множестве таких проектов: достаточно назвать Renault Avantime, Mercedes C-Klasse Sport Coupe и E-Klasse, Mini Cooper и огромную панорамную крышу с изменяемой прозрачностью для знаменитого лимузина Maybach. Теперь солнечный свет и свежий воздух — и для пассажиров на заднем сиденье!

Двойной сдвижной люк: панорамный обзор обеспечивается двумя последовательно расположенными стеклами. Переднее – сдвижное: электромотор поднимает его заднюю кромку и сдвигает на телескопической рамке назад над крышей автомобиля. Заднее может быть как сдвижным (аналогично переднему), так и фиксированным (более дешевый вариант). Оба оснащены выдвижными солнцезащитными шторками. Оригинальная конструкция достаточно компактна и позволяет устанавливать двойные сдвижные люки на автомобили малого класса.

Фаркоп

Фаркоп, или тягово-сцепное устройство (ТСУ), — это приспособление для буксировки караванов и легковых прицепов с полной конструктивной массой не более 3500 кг, условно называемых "прицепами для легковых автомобилей". Состоит из сцепного шара, устанавливаемого на тяговом автомобиле, и сцепных головок, устанавливаемых на дышле прицепа. Диаметр сцепного шара всех ТСУ — 50 мм. Крепятся фаркопы к нижней задней части кузова легкового автомобиля.

Фаркопы незаменимы при перевозке спецтранспорта — водных мотоциклов, снегоходов, квадроциклов, катеров, прицепов с грузами, трейлеров, передвижных дач.

Тонирование стекла

Тонирование автомобильных стекол специальной пленкой является наиболее популярным способом затемнить стекла. Качественная тонировочная пленка со времен не выгорает, не отслаивается, не покрывается пузырями и не боится перепадов температур. Также тонированные стекла облагораживают внешний вид автомобиля, защищают пассажиров от осколков стекла в случае его разрушения, препятствуют ослеплению фарами автомобилей, обеспечивают конфиденциальность находящихся внутри автомобиля людей и предметов.

Несмотря на кажущуюся простоту, процесс тонирования достаточно сложен, требует определенного навыка и специальных инструментов. Специализированные установочные центры быстро (в течение 1—2 часов) и качественно справятся с данной задачей, предоставив гарантию на пленку и работу. В настоящее время китайскую пленку, отслаивающуюся от стекла через два месяца после наклеивания, полностью вытеснила продукция американских фирм Johnson Window Films и Courtaulds Performance Films. Данные фирмы предлагают высококачественные пленки различной толщины и степени затемнения.

При выборе пленки очень важно точно определиться со степенью затемнения. Как правило, в установочных центрах есть образцы автомобильных стекол с наклеенными на них полосками тонировки, различной степени затемнения, что помогает остановить свой выбор на чем-то конкретном. При выборе пленки также необходимо учитывать, что ночью или в дождливую пасмурную погоду видимость сильно ухудшается, поэтому не стоит целиком доверять своему выбору, основанному на просмотре пленки при дневном или искусственном освещении. Наибольшей популярностью пользуются пленки с затемнением 50% и 75%, однако при тонировании каждый должен определиться для себя сам.

Теперь рассмотрим тонирование автомобиля с точки зрения закона. ГОСТ 5727-88 с внесенным Госстандартом РФ изменением № 2 гласит: «Допускается светопропускание задних и боковых стекол (кроме стекол передних дверей) до 60% против 70% ранее. Для ветровых и передних боковых стекол остаются старые требования — не менее 75% и 70% соответственно». Это означает, что автолюбитель, тонируя стекла передних дверей пленкой, которая дает эффект тонировки (т. е. не слишком прозрачная), нарушает требования ГОСТа и ПДД пункта 7.3 перечня неисправностей, запрещающих эксплуатацию автомобиля: «Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя, ухудшающие прозрачность стекол, влекущие опасность травмирования участников движения». Следовательно, автолюбителю можно забыть об официальном прохождении техосмотра.

0

5

Фары

Фары первых автомобилей были оснащены газовыми (пропановыми) лампами. На смену им пришли вакуумные лампы накаливания, затем галогеновые и газонаполненные лампы.Сейчас пришло время газоразрядных ксеноновых ламп, питаемых специальными блоками управления (контроллерами).

Потребляемая мощность:
Вакуумные (стандартные): 55 или 100 Вт 
Галогенные: 45—60 Вт
Ксеноновые, биксеноновые: 35 Вт

Интенсивность светового потока

В отличие от галогена, ксенон — «холодный» свет. Ксеноновые лампы нагреваются на порядок меньше, чем галогенные. Дело в том, что у галогеновой лампы около 70% потребляемой энергии идет в тепло, и лишь 30% процентов преобразуется в световую энергию. Ксеноновые лампы работают по совершенно другому принципу и распределение энергии происходит наоборот, проще говоря, лишь небольшая часть энергии уходит в тепло. Это предотвращает повреждение стекол фар от перегрева.

Интенсивность светового потока галогенных ламп приблизительно равна 1 500 люменов, а для ксеноновых ламп этот показатель вдвое выше: 3 000 люменов.

Ксеноновые лампы излучают белый свет (в отличие от галогенных ламп с их желтым светом) и превосходно освещают боковые зоны с деревьями, которые иногда растут у самой проезжей части дороги. Кроме того, спектральный состав света ксеноновых фар, близкий к дневному свету, уменьшает эффект ухудшения ночного видения, свойственный людям пожилого возраста.

Преимущества ксеноновых фар

У ксенона в 3 раза мощнее световой поток в сравнении с галогенными лампами при этом используется только 2/3 мощности Ксеноновый свет по своему спектру максимально приближен к дневному свету. Это обеспечивает лучшую видимость в неблагоприятных условиях (темное время суток, ненастная погода), значительно повышая безопасность участников дорожного движения Ксеноновые лампы — газоразрядные: они наполнены смесью инертных газов и парами ртути, в них нет нитей накаливания, поэтому срок их службы гораздо дольше, чем у галогенных ламп Заявленный срок службы ксеноновых ламп — 2 000 часов

Биксеноновые фары

Биксеноновая технология основана на том, что ксеноновая лампа может двигаться внутри фары, изменяя фокусное расстояние, попадая то в фокус ближнего, то в фокус дальнего света.

Принцип работы заводского биксенона заключается в конструкции самой блок-фары. Практически все штатные биксеноновые фары оснащены линзами, то есть свет лампы ближнего света проходит через линзу, за которой установлена металлическая шторка, обрезающая верхнюю часть светового потока. При включении дальнего света в отдельном отражателе включается обычная галогенная лампа дальнего света и одновременно с её включением смещается шторка, установленная за линзой ближнего света, и поток света, создаваемый ксеноновой лампой, начинает светить выше. В результате получается, что на дальнем свете такой фары работают одновременно две лампы, ксеноновая и галогенная.

Отличие заводских ксеноновых и биксеноновых фар состоит лишь в том, что шторка в ксеноновой фаре неподвижная, а в биксеноновой имеет возможность перемещаться вверх и вниз. По этой причине все новые автомобили, выпускаемые на данный момент, оснащены либо галогенными, либо именно биксеноновыми фарами.

Корректор фар

Корректор фар служит для изменения направления пучка света фар в зависимости от нагрузки автомобиля. Регулировку можно проводить только при включенном ближнем свете фар.

Корректоры бывают гидравлические (устаревшая конструкция) и электромеханические.

Омыватель фар

Омыватель фар, как это понятно из названия данного агрегата, предназначен для омывания фар. Это удобно особенно зимой, когда Вы передвигаетесь на автомобиле в основном в темное время суток и на фарах образуется лед и застывает грязь, летящая из-под колес впереди идущих автомобилей. Омыватель фар включается автоматически при включенном ближнем свете одновременно с омывателем лобового стекла при нажатии рычага дольше 2 сек. Машина в комплектации с омывателем фар имеет больший размер бачка, что обусловлено повышенным расходом жидкости

Адаптивный свет

Попытки повернуть фары автомобиля вслед за рулем люди начали предпринимать сразу после появления самих фар. Ведь это удобно — освещать ту часть дороги, куда ты едешь. Однако механическая связь фар и руля не позволяла соотносить угол поворота лучей со скоростью движения, и правила дорожного движения начала XX века адаптивный свет просто запрещали.

Попытку возродить оригинальную идею осуществила фирма Cibie. В 1967 французы представили первый механизм динамической регулировки угла наклона фар, а через год на Citroen DS начали ставить поворотные фары дальнего света.

Теперь идея поворотного освещения возрождается — уже на новом, электронном уровне.

Самое простое решение — дополнительная боковая лампочка, которая загорается при повороте руля или включенном указателе поворота на скорости до 70 км/ч. Подобные фары имеют, к примеру, Audi A8 (где они были использованы впервые) и Porsche Cayenne.

Следующая ступень — действительно поворотные фары. В них биксеноновый прожектор с учетом скорости движения, угла поворота руля и угловой скорости автомобиля вокруг вертикальной оси поворачивается вслед за рулем в пределах 22°: на 15° наружу и на 7° внутрь. Такими фарами оснащаются и BMW, и Mercedes, и Lexus, и даже Opel Astra.

Третий вариант адаптивного света — комбинированный. На высоких скоростях активен только поворотный прожектор, а при маневрировании или медленных поворотах подключается статическое освещение (оно имеет больший угол охвата — до 90°). Такими фарами оснащен Opel Signum.

Но, пожалуй, самая интересная из разработок — это VARILIS (Variable Intelligent Lighting System). Эту систему разрабатывает компания Hella вместе с несколькими автопроизводителями. Одна из вариаций — система VarioX, которая позволяет фаре работать в пяти режимах света. Для этого в ксеноновом прожекторе вместо экрана, включающего ближний свет, находится цилиндр сложной формы. Смена режимов света происходит при вращении цилиндра. Так, например, в городе фары светят близко, но широко, а на трассе ближний свет немного изменяет форму пучка — для большей дальнобойности.

В ближайшее время европейские правила дорожного движения позволят связать фары с навигационной системой GPS. Одной из первых такую разработку представила BMW в 2001 году. Вспомните концепт-кар X-Coupe с асимметричным дизайном. Фары у него поворачивались по команде GPS-навигатора с учетом скорости движения, угла поворота руля и бокового ускорения. А еще навигационная система позволит предугадывать повороты и давать команду на автоматическое изменение светораспределения, скажем, при пересечении английской границы — ведь система VarioX позволяет и это!

0

6

Отделка салона 

Замша

Замша (польск. zamsz, от нем. samisch Leder) — кожа, выделанная жировым дублением из шкур оленя, овчины или опойка. Отличается мягкостью, бархатистостью, водонепроницаемостью. Замша красится в различные цвета. Для замши характерна большая пористость. Из замши изготовляют предметы одежды, обувь, перчатки и многое другое. Искусственную замшу получают пропиткой ткани с замшевидным ворсом резиновым клеем или нанесением на ткань резинового клея, на который затем насыпают измельченное хлопчатобумажное волокно.

Наппа

Наппа (Nappa) — это вид обработки кожи: отшлифованную замшу красят в несколько слоев, и получается очень мягкая и гладкая поверхность, приятная на ощупь. Применяется тюнинговыми компаниями для повышения комфортабельности штатных салонов автомобилей класса «люкс». Отличительная особенность— перфорация с мелким шагом отверстий (3,5 мм).

Алькантара

Алькантара (исп. Alcantara, от названия города и духовно-рыцарского ордена) — искусственный материал, заменитель замши. Алькантара более износостойка по сравнению с натуральной кожей, не притягивает грязь и пыль, не боится агрессивных сред, хорошо чистится (в том числе бензином и растворителями). Микропористая структура делает материал «дышащим». По типу основы делится на 4 основных вида:

Formal (для обивки сидений); Cover (для обивки сидений); Soft (для обивки подголовников); Pannel (для обивки дверных панелей).

Велюр

Велюр (франц. velours — бархат, от лат. villosus — волосатый, мохнатый):

чистошерстяная ворсованная ткань из пряжи суконного прядения или фетр с низким, очень густым и мягким ворсом, придающим красивый вид изделиям (верхняя одежда, головные уборы). Одна из самых ценных велюровых тканей — драп-велюр, для изготовления которого используют лучшие сорта мериносовой шерсти; кожа хромового дубления (хромовая замша), выработанная из плотных мелких шкур рогатого скота или свиней с поврежденной лицевой поверхностью и отделанная с нижней стороны под бархат. Для дубления велюра применяют циркониевые или титановые соли, благодаря воздействию которых кожа приобретает хорошую ворсистость. При производстве велюра используют также наполнители: альбумины, крахмалы, растительные клеи. Для придания велюру водостойкости его обрабатывают алюминиевыми или хромовыми мылами, силиконом. Используют велюр преимущественно для производства верхней одежды и обуви; автомобильный велюр — искусственная ткань с признаками велюра и повышенной износостойкостью к внешним воздействиям.

Винил

Виниловая ткань состоит из нескольких слоев, основой которых служит прочная полиэстерная сетка, с обеих сторон покрытая слоями поливинилхлорида (ПВХ). На рабочую и оборотную стороны материала наносится специальное лаковое покрытие, матовое или глянцевое. Эта сложная структура делает материал устойчивым к внешним воздействиям.

0

7

Усилитель руля

Сегодня элементом стандартной комплектации большинства моделей автомобилей стали гидроусилители руля.

Из чего состоит гидроусилитель

Гидроусилитель рулевого управления состоит из трех основных элементов:

насос с резервуаром для специального масла и блоком нагнетательных и перепускных клапанов; распределитель давления с вращающимся золотником; силовой цилиндр, который размещается внутри картера рулевого механизма. Насос, распределитель давления и силовой цилиндр соединены между собой трубками — масляными магистралями.

Как работает гидроусилитель

Насос приводится в действие вращением коленвала посредством ременной передачи и создает давление в системе.

Распределитель связан с валом рулевого управления и, в зависимости от положения руля, подает масло в соответствующую часть магистрали.

Силовой цилиндр преобразует давление масла во вспомогательное усилие, воздействующее на рулевой механизм, что и помогает водителю.

Одним из существенных недостатков простых систем гидроусилителей было то, что в них существовала прямая зависимость величины усилия от оборотов двигателя. На малых оборотах давление могло быть недостаточным, и усилитель, по сути, не выполнял своей главной задачи. На больших же оборотах давление в гидравлике возрастало, связь «дорога — руль — водитель» разрывалась, и водитель просто переставал чувствовать дорогу.

Типы гидроусилителей

Современные системы — это гидроусилители с переменным усилием, в которых давление обратно пропорционально количеству оборотов двигателя. Чем выше обороты двигателя, тем ниже эффективность ГУР. Это достигается за счет особой конструкции гидронасоса.

Дорогие модели, в том числе с электронными спидометрами, комплектуются системами интегрального типа. Принцип устройства тот же, но в системе имеется электрогидравлический модулятор давления, который связан с блоком управления двигателем. Эффективность усиления меняется гибко, в зависимости от скорости.

Встречается, хотя и редко, вид гидроусилителей, эффективность которых изменяется в зависимости от сцепления шин с дорогой.

Главный недостаток всех традиционных гидроусилителей — они отбирают часть мощности у двигателя. Потребляемая гидроусилителем мощность может достигать 5—7 л. с., а это немало, к примеру, для городских малолитражек.

Поэтому для снижения энергопотребления в конце 90-х стали применять электрогидроусилители: в них гидронасос приводится в действие собственным электромотором, который связан с блоком управления двигателем и работает в соответствии с заложенной в него программой.

Сегодня наиболее прогрессивной системой считается электроусилитель: в нем нет гидравлики, а рулевые механизмы приводятся в действие электросервомоторами, которыми управляет главный процессор автомобиля.

Помимо надежности, компактности и малого веса такая конструкция позволяет гибко реализовывать взаимосвязь между углом поворота рулевого колеса, скоростью автомобиля и величиной усиления. Более того, на больших скоростях возможно дополнительно загружать рулевое колесо, а также прямо в движении изменять «прозрачность» рулевого управления, то есть силу колебаний, передающихся на руль от неровностей дороги.

Регулировка руля

По вылету — механическое изменение положения рулевой колонки по принципу «ближе-дальше» от водителя.

По углу наклона — механическое изменение рулевой колонки по принципу «выше-ниже» от водителя.

Электромеханические регулировки — те же самые функции, только с использованием электромоторов и функций памяти, устанавливаемых на автомобилях класса «люкс».

0

8

Подушки безопасности

Впервые подушки безопасности появились в 1974 г. на автомобилях концерна General Motors. В Европе пионером использования подушек безопасности стал в 1980 г. Mercedes-Benz.

Сегодня подушки безопасности являются базовым оборудованием для автомобилей большинства мировых производителей. По оценкам изготовителей, только в Европе их ежегодно реализуют около 100 миллионов.

Современные технологии позволяют размещать подушки безопасности не только спереди, но и сбоку, сзади, а также в виде шторок на окнах. Нужно, однако, отметить, что основным средством защиты водителя и пассажиров по-прежнему остаются ремни безопасности, а энергопоглощающая структура кузова и подушки занимают в рейтинге второе и третье места соответственно. Не стоит забывать, что без использования ремней безопасности подушки могут нанести больше вреда, чем пользы.

Вспомогательные системы безопасности

Система антиблокировки тормозов — АБС
(Antilock Brake System, ABS)

Зачем нужна?
АБС не допускает полной блокировки колес при торможении. Это позволяет автомобилю сохранять устойчивость при движении, а на покрытиях с низким коэффициентом сцепления (гравий, мокрый асфальт, снег, лед) снижает тормозной путь. Кроме того, автомобиль, оснащенный АБС, даже при полностью выжатой педали тормоза остается управляемым.

Как работает?
АБС — это система датчиков, контролирующих скорости вращения колес и скорость автомобиля. Как только датчики распознают, что одно или несколько колес стоит, а автомобиль движется (это означает блокировку колес, т. е. машина идет юзом), в этот момент в тормозную систему поступает сигнал на уменьшение тормозного усилия и колеса разблокируются. Вся работа АБС сводится к циклу «торможение — анализ — растормаживание». Чем чаще этот цикл повторяется, тем эффективнее торможение.

Полезно знать…
В определенных ситуациях, например, на сухом асфальте, сработавшая АБС может увеличивать тормозной путь автомобиля. Главным образом это зависит от настройки и чувствительности АБС и особенно проявляется при торможении с высоких скоростей (например, на трассе).

Еще один важный нюанс при срабатывании АБС — это вибрация педали тормоза при ее нажатии до упора, которая свойственна практически всем автомобилям. У неопытного водителя это вызывает некоторую растерянность, вследствие которой он машинально ослабляет усилие на педали тормоза или отпускает ее вовсе. Разумеется, этого делать не следует. Поэтому, если вы впервые садитесь за руль автомобиля, оснащенного АБС, потренируйтесь где-нибудь на закрытых площадках.

Противобуксовочная система — ПБС

(Electronic Traction Control, ETC)

Зачем нужна?

Не допускает пробуксовки ведущих колес автомобиля, что обеспечивает стабильность движения автомобиля при разгоне.

Как работает?

В основном ПБС работает с теми же датчиками, что и АБС, только с точностью до наоборот. Как только датчики сообщают о том, что какое-либо из колес вращается быстрее остальных — значит, оно буксует. В этом случае в тормозную систему поступает сигнал на подтормаживание «разогнавшегося» колеса. В результате автомобиль сохраняет устойчивость при разгоне, а также более эффективно разгоняется (излишки крутящего момента от приторможенного колеса передаются остальным ведущим колесам).

В некоторых моделях ПБС работает с блоком управления двигателем. В этом случае при пробуксовке колес она дает команду на прекращение (или уменьшение) подачи топлива в двигатель, тем самым пресекая неосторожное обращение с газом. На современных автомобилях все чаще используются комбинированные системы ПБС.

Противозаносная система — ПЗС

(Electronic Stability Program, ESP)

Зачем нужна?

Предотвращает занос автомобиля в критических ситуациях (при прохождении поворотов, резких маневрах и т. п.).

Как работает?

Работа системы основана на тех же датчиках, что АБС и ПБС. В более продвинутых версиях дополнительно используются различные информативные датчики угла поворота рулевого колеса, боковых ускорений, вертикальных углов и т. д. В момент распознавания развивающегося заноса (т. е. когда электроника выявит несоответствие между скоростями вращения колес) ПЗС притормаживает определенное колесо (колёса) и машина стабилизируется. Тем самым ПЗС как бы подправляет траекторию движения автомобиля.

Полезно знать…

Важно понимать, что ПЗС не способна отменить законы физики и гарантировать стопроцентную безопасность автовождения. В сложных дорожных условиях (гололед, гравий и др.) эффективность ПЗС резко снижается. Поэтому даже при незначительном превышении скорости на дороге с низким коэффициентом сцепления риск вылететь с трассы увеличивается многократно. Кроме того, в экстренных ситуациях (когда машина сорвалась в глубокий занос) стабилизировать автомобиль с включенной ПЗС намного сложнее, чем с отключенной. Поэтому для любителей острых ощущений, как правило, предусмотрено отключение ПЗС.

Система распределения тормозного усилия

(Electronic Brake force Distribution, EBD)

Система EBD предназначена для перераспределения тормозного усилия между передними и задними колесами, а также колесами правой и левой стороны автомобиля, в зависимости от условий движения. EBD действует в составе традиционной АБС с электронным управлением.

При торможении прямолинейно движущегося автомобиля происходит перераспределение нагрузки — передние колеса нагружаются, а задние, в свою очередь, разгружаются. Поэтому, если задние тормозные механизмы будут развивать такое же усилие, как передние, увеличится вероятность блокировки задних колес. При помощи колесных датчиков скорости EBD определяет этот момент и регулирует подводимое усилие.

Вторая ситуация, когда вмешательство электроники становится полезным, возникает при торможении в повороте. При этом нагружаются внешние колеса и разгружаются внутренние, соответственно, возникает риск их блокировки.

На основе сигналов колесных датчиков и датчика замедления (ускорения) EBD определяет условия торможения колес и при помощи комбинации клапанов регулирует давление жидкости, подводимое к каждому из колесных механизмов. Регулировка осуществляется в трех режимах: увеличения, уменьшения и удержания давления.

Усилитель экстренного торможения
(Brake Assist System, BAS)

Усилитель экстренного торможения — это прибор, который автоматически повышает тормозное усилие при экстренном торможении, а именно — в тех случаях, когда водитель нажимает на педаль тормоза резко, но недостаточно сильно. Система измеряет, насколько быстро и с каким усилием нажата педаль, после чего при необходимости мгновенно повышает тормозное усилие.

Система интегрированного управления динамикой автомобиля

(Vehicle Dynamics Integrated Management, VDIM)

VDIM — это электронная система стабилизации автомобиля, в которой интегрированы все известные системы активной безопасности, усилители руля и управление двигателем.

Располагая полной информацией о текущем состоянии, получаемой с датчиков, расположенных по всему автомобилю, VDIM не только оптимизирует работу системы антиблокировки тормозов, системы pacпpeдeлeния тopмoзнoгo ycилия, противозаносной и противобуксовочной систем, но и улучшает основные динамические характеристики автомобиля.

VDIM одновременно контролирует силовую установку, трансмиссию и систему торможения в соответствии с условиями движения, а также стабилизирует поведение автомобиля на дорожном покрытии с низким коэффициентом сцепления.

Новая система управления динамикой не столь «навязчива», как обычные системы контроля устойчивости, но при этом намного более эффективна: если обычные системы безопасности активируются сразу после того, как был достигнут предел технических возможностей автомобиля, VDIM активизируется задолго до наступления этого момента. В результате расширяются рамки работы систем активной безопасности, и за счет этого обеспечивается более мягкое и предсказуемое поведение автомобиля, так как эти системы действуют точнее, более мягко и гибко.

Активные подголовники

Предназначены для защиты шейных позвонков водителя и переднего пассажира при ударе автомобиля сзади.

Принцип работы активных подголовников основан на физических законах, в соответствии с которыми голова откидывается назад позднее корпуса. Активные подголовники используют давление корпуса на спинку сиденья в момент удара, что вызывает смещение подголовника вверх и вперед, предотвращая резкое откидывание головы назад. Смещение подголовника зависит от веса сидящего в кресле человека и силы удара, из-за чего система приходит в действие даже при авариях, происходящих на довольно низкой скорости. Такие аварии не могут причинить серьезного вреда автомобилю, но способны серьезно повредить шею сидящих впереди людей. Система работает исключительно за счет кинематики и, следовательно, может использоваться многократно.

0

9

Центральный замок

Это устройство, автоматически закрывающее и открывающее одну или несколько дверей в автомобиле. Система центрального замка состоит из выключателей, приводов и соединительных проводов.

Электрическое управление замками работает так: при повороте ключа срабатывают управляющие контакты, подающие команду на реле; оно, в свою очередь, подает питание на актюаторы — устройства, непосредственно запирающие или открывающие замки дверей.

Сигнализация

Автосигнализация — это электронное устройство, предназначенное для того, чтобы оповестить владельца о попытке проникновения в автомобиль или о попытке его угона (срабатывал датчик удара, микроволновый датчик, несанкционированно открывались двери, капот, багажник) и предотвратить быстрый запуск двигателя.

В состав автосигнализации входят блок (как правило, с контактными группами) для подключения жгутов проводов и брелок для передачи управляющего сигнала блоку по радиоканалу. Провода жгута подключаются к автомобильной электропроводке и к периферийным устройствам сигнализации, таким как сирена, светодиодный индикатор, концевые выключатели, всевозможные датчики. Количество периферийных устройств зависит от типа и комплектации сигнализации.

Иммобилайзер

Это устройство, предназначенное для «обездвиживания» автомобиля. Как правило, иммобилайзер включается автоматически через 15—40 секунд после выключения двигателя. Именно эта особенность отличает функцию иммобилайзера от всех остальных охранных функций современных систем охраны. Работа иммобилайзера заключается в блокировке или разрыве всех основных жизненно важных цепей автомобиля: зажигания, стартера, подачи топлива. В последнее время для разрывов цепей используются «микроиммобилайзеры» — специальные реле, управление которыми центральный блок осуществляет используя проводку автомобиля и высокочастотные сигналы.

Для выключения иммобилайзера перед запуском двигателя используются разные средства:

механические и электронные ключи; кнопки (от 1 до 12) для ввода секретного кода; передача кодов инфракрасными лучами или радиоволнами; различные транспондерные системы. Транспондер — это электронное устройство, предназначенное для повышения секретности доступа к управлению автомобилем. Его принцип действия основан на использовании микроминиатюрного (чуть меньше 1 кв. мм) приемо-передатчика без батарейки, располагаемого в ключе зажигания или в любом другом предмете (например, пластиковой карточке). Недостаток — очень малая дальность действия.

Очень эффективно дистанционное выключение иммобилайзера, встроенного в охранную систему.

0

10

Кондиционер

Это устройство, предназначенное для охлаждения воздуха в салоне автомобиля.

Автомобильный кондиционер действует по тому же принципу, что и обычный бытовой холодильник: хладагент, переходя из жидкой формы в газообразную, поглощает тепло подводящегося к испарителю воздуха, который затем направляется в салон. Воздух не только охлаждается, но еще и подсушивается, что позволяет эффективно бороться с запотеванием стекол. Так как компрессор кондиционера приводится в действие двигателем автомобиля, при его работе наблюдается повышенный расход топлива и некоторое снижение мощности, что особенно заметно на малолитражных моторах.

Климат-контроль

В отличие от кондиционера, климат-контроль автоматически поддерживает заданную температуру воздуха в салоне.

Климат-контроль — это система, состоящая из кондиционера, отопительной системы, системы фильтрации, специальных датчиков, расположенных в разных местах, а также электронного блока управления климатом. Причем в наиболее продвинутых системах может учитываться не только температура, но даже освещенность салона солнечными лучами, что позволяет обеспечить действительно высокий уровень комфорта. Даже если за бортом низкая температура, помимо отопителя может работать кондиционер — чтобы не запотевали стекла. Перед тем как попасть в салон, воздух проходит фильтрацию; если же он сильно загрязнен, система автоматически переходит на рециркуляцию.

Многозонный климат-контроль

Отличается от обычного климат-контроля только тем, что позволяет задавать различные температурные режимы для водителя и пассажиров. Разделяется по числу зон обслуживания: двухзонный (водитель и передний пассажир), трех- и четырехзонный (у задних пассажиров есть свой пульт управления).

Солнцезащитная шторка на заднем стекле

Солнцезащитные шторки служат для защиты салона от солнца и, как следствие, более комфортного автовождения. Как правило, шторки бывают механические и с электромотором.

Электрообогрев лобового стекла

Электрообогрев лобового стекла служит для предотвращения обледенения лобового стекла в морозную погоду. Принцип действия состоит в подаче слабого электрического тока по очень тонким проводам, вживленным в триплекс лобового стекла.

Основное отличие от электрообогрева заднего стекла заключается в толщине используемых проводов — у электрообогрева лобового стекла они существенно тоньше.

Ранее наличие этого устройство являлось признаком автомобиля высокого класса, но в последнее время оно устанавливается и на многие недорогие модели автомобилей.

Дистанционное открывание багажника

Дистанционное открывание багажника избавляет от необходимости непосредственно вставлять ключ в личинку замка багажника и пачкать руки при его открывании. Эта функция позволяет водителю:

легко открыть багажник в случае повреждения или засорения личинки замка багажника, что часто случается в плохих дорожных и погодных условиях;
не выходя из автомобиля, открыть (а в некоторых моделях — и закрыть) доступ к багажному отделению, например, обслуживающему персоналу гостиницы и т. п.

Дистанционное открывание багажника может осуществляться:
нажатием специальной кнопки в салоне автомобиля.

Эта кнопка соединена проводами с электромотором, который открывает замок крышки багажника. Недостаток такой конструкции — в том, что багажник можно дистанционно открыть только изнутри салона; с помощью кнопки на электронном ключе (брелоке). При нажатии кнопки брелок подает слабый радиосигнал системе охраны, которая, в свою очередь, подает сигнал электромотору, отвечающему за открытие замка крышки багажника. Такая система может работать в радиусе действия электронного ключа.

Дистанционное открывание лючка бензобака

Дистанционное открывание лючка бензобака избавляет от необходимости пачкать руки при его открывании, а также позволяет водителю, не выходя из автомобиля, открыть доступ к горловине бензобака, например, обслуживающему персоналу АЗС и т. п.

Дистанционное открывание лючка бензобака может осуществляться:

поворотом специального рычажка в салоне автомобиля. Рычажок соединен с приводным тросом, который, в свою очередь, открывает замок лючка бензобака. Достоинство — простота конструкции; нажатием специальной кнопки в салоне автомобиля. Эта кнопка соединена проводами с электромотором, который открывает замок лючка бензобака. Недостаток двух первых конструкций — в том, что бензобак можно дистанционно открыть только изнутри салона; с помощью кнопки на электронном ключе (брелоке). При нажатии кнопки брелок подает слабый радиосигнал системе охраны, которая, в свою очередь, подает сигнал электромотору, отвечающему за открытие замка лючка бензобака. Такая система может работать в радиусе действия электронного ключа.

Электрозеркала

Электрические зеркала — это обычные наружные зеркала заднего вида, дополнительно снабженные:

блоком управления, который устанавливается на консоли тоннеля пола или на двери водителя и пассажиров; электромотором и направляющими, посредством которых управляются зеркала; электроподогревом поверхности зеркал, благодаря которому с них удаляются влага, наледь и снег; механизмом складывания зеркал. Раньше электрозеркала устанавливались только на люксовые модели автомобилей, но в последнее время ими оснащается все больше моделей среднего класса.

Управление зеркалами

В зависимости от комплектации автомобиля, могут быть установлены зеркала с механической регулировкой и электроприводом. Механическая регулировка зеркал осуществляется с помощью рычагов, расположенных на внутренней стороне водительской двери. На моделях с электроприводом зеркал регулировка производится с панели управления. При этом ключ зажигания должен находиться в положении ON или АСС. Выбор управления правым или левым зеркалом осуществляется установкой переключателя в соответствующие положение: R — правое зеркало, L — левое зеркало.

Дальнейшая регулировка положения зеркала осуществляется нажатием на соответствующий сектор переключателя MIRROR.

После установки зеркал в удобное для водителя положение необходимо перевсти переключатель выбора зеркала в среднее положение. Автоматическое складывание зеркал производится нажатием на выключатель RETRACT. Для возвращения зеркал в рабочее положение отожмите выключатель RETRACT.

Зеркала можно сложить вручную даже при выключенном зажигании или когда ключ зажигания находится в положении ON или АСС. Для установки зеркал в рабочее положение в этом случае необходимо установить ключ в замке зажигания в положение ON, нажать выключатель RETRACT, a затем снова нажать на него.

0

11

Регулировка передних сидений

Регулировка положения сидений бывает продольная, вертикальная и угловая.

Продольная (горизонтальная) регулировка — кресло движется вдоль автомобиля. Служит для удобства расположения ног и рук относительно рулевого колеса.

Вертикальная регулировка (лифт) — кресло передвигается по вертикали. Служит для придания телу более комфортабельного положения и увеличения обзора из автомобиля.

Угловая регулировка — изменение угла наклона спинки. Служит для более комфортабельного размещения тела в кресле.

Более технически сложные кресла оснащаются подпором спины и подколенным валиком. Все эти приспособления в инженерной конструкции кресла предназначены для более комфортной и безопасной езды. Регулировки кресла бывают механическими и электрическими, причем электрические могут быть с функцией памяти.

Обогрев сидений

Устройство для подогрева автомобильных сидений представляет собой электронагревательные панели, которые устанавливаются в каждую из двух частей автомобильного кресла (спинку и сиденье).

Электронагревательные элементы устанавливаются либо под чехол кресла, либо под заводскую обивку, и соединяются с блоком управления.

Типы электронагревательных элементов:

металлические нити; полимерные материалы.

Складывающиеся спинки задних сидений

Складывающиеся спинки задних сидений позволяют размещать длинномерные грузы, используя одновременно пространство в салоне и багажнике. Спинки задних сидений складываются в пропорциях 1/2 или 2/3, то есть сиденья делятся пополам или в соотношении два к трем.

Вибромассажные сиденья

Вибромассажные сиденья устанавливаются на люксовые модели автомобилей.

Массаж производится путем работы встроенных электродвигателей и массирующих элементов. Как правило, в автомобиле, оснащенном этой опцией, устанавливается дополнительный блок управления массажем, на который выведены различные программы массажа.

Вентиляция сидений

Вентиляция сидений устанавливается в автомобили как элемент кондиционирования сидений. Целью кондиционирования сидений является здоровый и комфортный микроклимат при контакте пассажира с поверхностью сиденья, достигаемый при помощи целенаправленной тепло- и влагопередачи. Соответственно, в сиденья уже встроена система обогрева.

В систему входят следующие компоненты:

обогреватель — термоэлементы и блок управления термоэлементами; система вентиляции — вентилятор и система распределения воздуха с блоком управления; вибромассажер — электродвигатели с вибронасадками и блоком управления. Компоненты системы кондиционирования сидений могут работать как независимо друг от друга, так и совместно, в зависимости от заданной пассажиром программы.

0

12

Аудиподготовка

Сейчас трудно себе представить пассажирский автомобиль без дополнительных развлекательных функций, прежде всего разнообразных систем аудиоустройств (FM-радиоприемники, кассетные автомагнитолы, CD-проигрыватели и т. д.).

Для воспроизведения звука на автомобили устанавливают динамики от простейшего стерео (два динамика) до сложнейших систем, позволяющих получать звук высочайшего качества, с дополнительными приспособлениями и источниками электропитания.

Непосредственно аудиоподготовка подразумевает то, что в автомобиле не установлены аудиосистема и динамики, но подготовлены места под динамики, проложены необходимые трассы для соединительных проводов и прилагается антенна для радиоприемника.

В настоящее время на большинство автомобилей заводы-изготовители устанавливают штатные аудиосистемы, качество звучания которых зависит от комплектации и класса автомобиля.

Магнитола, CD, спутниковое радио

Краткая история развития автомобильных аудиосистем
В 1921 году департамент полиции Детройта (США) впервые использовал для связи мобильное радио, установив оборудование на своих автомобилях. Система работала на частотах около 2 МГц.

В 1922 году в модели «А» популярной британской малолитражки Austin впервые появился приемник, принимавший ДВ- и СВ-диапазоны, на которых в Лондоне уже тогда работало более 20 станций. Приемник носил название «Блестящий» и работал на лампах.

В 1926 году фирма Duesenburg на своей модели «J» впервые в истории автомобиля установила автомагнитолу — устройство, не только принимающее сигналы радио, но и снабженное магнитофоном. Бобинный магнитофон был установлен в задней части салона.

Компания Citroen первой ввела в конструкцию приемника не только возможность приема трех диапазонов — ДВ, СВ и КВ. Приемник «Сена-3» принимал FM-диапазон, на котором впервые новые радиостанции Франции (причем не в Париже, а в Бургундии) стали вещать в 1940 году.

В 1959 году компания Motorola выпускает FM-900, автомагнитолу с компакт-кассетой.

В 1960 году многие фирмы выпускают уже полностью транзисторные приемники. Эпоха электроламп закончилась…

В 1964 году выпуск и продажа автомагнитол и автоприемников превращаются в отдельную отрасль производства.

В 1984 году в магнитолах фирм Sony и Pioneer вместо кассеты появляется компакт-диск.

В 1986 году Sony впервые в мире выпускает чейнджер (накопитель) для десяти компакт-дисков, устанавливаемый в багажник.

В 1992 году Alpine 7980 становится первым CD-чейнджером, устанавливаемым в торпедо.

Спутниковое радио

Спутниковое радио — это цифровое радио, работающее при помощи спутника связи, который охватывает большее географическое пространство, чем сигналы обычных радиостанций. Это услуга, благодаря которой можно принимать со спутника радиовещательные программы в цифровом формате с качеством звука почти как у компакт-диска.

Создание спутникового радио стало возможным в 1992 году, когда власти США разрешили производить вещание в диапазоне 2,3 ГГц. С 2001 года некоторые автопроизводители начали устанавливать на дорогих моделях автомобилей спутниковые радиостанции.

DVD и автотелевизоры

Диски и проигрыватели DVD

Первые диски и проигрыватели DVD появились в ноябре 1996 в Японии и в марте 1997 в США.

В начале 1990-х годов разрабатывалось два стандарта для оптических информационных носителей высокой плотности. Один из них назывался “Multimedia Compact Disc” (MMCD) и разрабатывался компаниями Philips и Sony, второй — “Super Disc” — поддерживали 8 крупных корпораций, в числе которых были Toshiba и Time Warner. Позже усилия разработчиков стандартов были объединены под началом IBM, которая не хотела повторения кровопролитной войны форматов, как было со стандартами кассет VHS и Betacam в 1980-х. Официально DVD был анонсирован в сентябре 1995 года. Первая версия спецификаций DVD была опубликована в сентябре 1996 года. Изменения и дополнения в спецификации вносит организация DVD Forum (ранее называвшаяся DVD Consortium), членами которой являются 10 компаний-основателей и более 220 частных лиц.

Изначально “DVD” расшифровывалось как “Digital Video Disc” (цифровой видеодиск). Позже многие стали расшифровывать “DVD” как “Digital Versatile Disc” (цифровой многоцелевой диск). Toshiba, заведующая официальным сайтом DVD Forum’а, использует “Digital Versatile Disc”. К консенсусу не пришли до сих пор, поэтому сегодня “DVD” официально вообще никак не расшифровывается.

В конце XX века компактные DVD-проигрыватели стали устанавливать на автомобили люксовых марок.

Автотелевизоры

Для начала следует разделить два понятия: автомобильный монитор и телевизор. Здесь все просто: автомобильный монитор отображает видеосигнал, который подается с внешних источников, будь то автомобильный компьютер, DVD, ТВ-тюнер, игровая приставка. А автомобильный телевизор — это самостоятельное устройство со встроенным ТВ-тюнером. Поэтому многие автотелевизоры являются еще и портативными, для чего в автотелевизорах обычно предусмотрен автономный источник питания. Стандартный же источник электроэнергии для них — обыкновенный прикуриватель.

Самое главное отличие автомобильных телевизоров от обычных бытовых заключается в экране. Как известно, у многих «комнатных» телевизоров экран представляет собой электронно-лучевую трубку, тогда как экраны автомобильных телевизоров изготавливаются только на основе ЖК-матрицы.

Автотелевизоры бывают:
надторпедные, которые устанавливаются на приборную панель автомобиля; выдвижные, которые устанавливаются вместо автомагнитолы на ее штатное место; потолочные, которые устанавливаются на потолок автомобиля и при необходимости откидываются с потолка как крышка ноутбука; консольные, которые устанавливаются между передними сиденьями. Обычно они имеют большой экран и рассчитаны на задних пассажиров; встроенные в подголовники передних сидений

Сотовый телефон

Сотовые телефоны в автомобилях до сих пор являются опцией для дорогих моделей.

Предыстория сотовой связи начинается в 1947 году. В этот год исследовательская лаборатория Bell Laboratories выступила с предложением создать мобильный телефон. Основной его функцией предполагалось использование в автомобилях, поскольку первые аппараты весили 30—40 кг. К 70-м годам вес таких устройств постепенно снизили до 15 килограммов. Батареек для мобильных телефонов еще не было, поэтому питались трубки от аккумуляторов автомобилей.

Рождение сотовой связи относят к 1971 году. Именно тогда компания Bell System представила в Федеральную комиссию США по связи (FCC) описание архитектуры радиотелефонной связи, которая впоследствии и стала называться сотовой. Разработка в 70-х годах сотовых систем и их последующее внедрение в 80-х годах потребовали решения разнообразных и весьма непростых технических проблем. Первыми успехами удалось блеснуть специалистам компании Motorola (США).

Среди всемирно известных родоначальников новых направлений телекоммуникаций по праву находится Мартин Купер, занимавшийся в начале 70-х пост вице-президента компании Motorola. Он первым предложил пути кардинального уменьшения размеров радиотелефона. И вот в 1973 г. был создан первый сравнительно небольшой радиотелефон, который успешно прошел лабораторные испытания. Мартин Купер сделал с него первый звонок коллеге-конкуренту из Bell Laboratories. Как свидетельствует сам Купер, он произнес следующие слова: «Представьте себе, Джоэл, что я звоню Вам с первого в мире сотового телефона. Он у меня в руках, а я иду по нью-йоркской улице».

Системы Handsfree

Под обиходным названием handsfree (от англ. «без помощи рук») обычно скрываются телефонные гарнитуры и системы громкоговорящей связи, позволяющие беседовать по мобильному телефону, не прикладывая трубку к уху. Самым доступным видом handsfree является проводная гарнитура, или «пешеходная» handsfree. Она представляет собой спаренный провод с интерфейсом подключения к телефону, с одной стороны, и наушником с микрофоном — с другой.

Стационарные автомобильные системы громкоговорящей связи работают следующим образом: при поступлении входящего звонка стационарная handsfree, оборудованная системой Music Mute (иногда используются другие фирменные названия этой технологии), приглушает звук магнитолы. Соответственно, речь вызывающего абонента выводится на внешние динамики (ставится дополнительная колонка или используется штатная «акустика» автомобиля). Сам водитель говорит в закрепленный на приборной панели направленный микрофон, а если разговор достаточно конфиденциальный — снимает с держателя наушник и надевает его. Само собой, телефонный аппарат в это время покоится в держателе и подзаряжается через питающий интерфейс в прикуривателе. Хорошая стационарная handsfree-система обеспечивает вывод телефона к внешней антенне. Вывод на внешнюю автомобильную антенну не просто позволяет повысить устойчивость связи на большом удалении от сотового ретранслятора, но и оказывает меньшее воздействие на организм водителя и работу бортовой электроники. Более продвинутые стационарные комплексы handsfree также обеспечивают дополнительные возможности — голосовое управление (включая набор номера), подключение дополнительной стационарной трубки (для пассажиров или при ведении конфиденциальных переговоров) и светозвуковую сигнализацию. Последнее нужно в том случае, если вы вышли из автомобиля, оставив телефон внутри. Тогда при поступлении входящего звонка автомобиль сможет «позвать» владельца миганием фар и подачей особого звукового сигнала

0

13

Умные штучки

Парковочный радар (парктроник)

Парковочный радар (парктроник) — это устройство, измеряющее расстояние между вашим автомобилем и находящимися рядом с ним объектами. Во время движения парковочный радар способен своевременно предупредить водителя о приближении к другому автомобилю (как спереди, так и сзади) либо к крупным предметам, лежащим на земле, а также к малогабаритным объектам и объектам небольшой высоты: столбикам, бордюрам. Это особенно необходимо в темное время суток.

Принцип работы парковочного радара

От двух до восьми врезных или накладных ультразвуковых датчиков, устанавливаемых в задней и передней частях автомобиля, преимущественно на бамперах, контролируют пространство вблизи автомобиля и информируют водителя о приближении к препятствию.

Основными компонентами устройства являются ультразвуковые датчики, блок управления и индикатор. Датчики излучают и принимают отраженный ультразвуковой сигнал, блок управления анализирует полученные данные и выдает на индикатор информацию о возможной опасности. Последние модели датчиков парковки выдают не только пиктограммы, но и точное расстояние и положение препятствия относительно автомобиля.

В момент, когда препятствие обнаружено, парктроник начинает издавать периодический сигнал. По мере приближения к препятствию частота сигнала увеличивается, и он становится непрерывным, когда препятствие находится в непосредственной близости от автомобиля. В то же время на мониторе можно наблюдать расстояние до препятствия и его местоположение.

Бортовой компьютер

Современный автомобильный компьютер способен на многое — от управления кондиционером, контроля за скоростью движения и исправностью различных систем автомобиля до предоставления информации о маршрутах движения, пробках и любой другой нужной водителю информации. Помимо всего прочего, компьютер может и развлекать водителя, управляя автомобильной аудиосистемой и играя с ним в несложные игры.

Бортовой компьютер одновременно выполняет следующие функции:

определяет остаток топлива в баке; прогнозирует дальность пробега на остатке топлива; вычисляет накопительный и средний расход топлива; определяет продолжительность поездки и пройденное расстояние; вычисляет текущую и среднюю скорость движения; контролирует положение дроссельной заслонки; контролирует температуру охлаждающей жидкости; выполняет корректировку яркости индикатора; контролирует показания тахометра; контролирует напряжение бортовой сети; отображает на индикаторе коды возникающих ошибок. В режиме аварийного сигнализатора бортовой компьютер подает предупредительный сигнал:

при недопустимом перегреве двигателя; при недопустимом напряжении бортовой сети.

Информационный монитор на передней панели

Информационный монитор на передней панели автомобиля служит для передачи информации с бортового компьютера, работает как монитор для DVD и игровых приставок, служит для передачи изображений, поступающих с камер заднего вида.

Круиз-контроль

Круиз-контроль — это система стабилизации скорости автомобиля, которая позволяет поддерживать заданную скорость без использования педали газа (своего рода сухопутный автопилот). Круиз-контроль поддерживает скорость на момент включения, уменьшая газ на спусках и прибавляя на подъемах (а на крутых подъемах — и переключаясь на пониженную передачу, если машина оснащена автоматической коробкой передач). При нажатии водителем педали тормоза или газа система моментально отключается.

Управлять автомобильным круиз-контролем очень просто. После включения устройства загорится индикатор. Разгоняете автомобиль до необходимой скорости, другим выключателем даете команду устройству запомнить скорость и отпускаете педаль газа. Круиз-контроль обычно работает в диапазоне 40—140 км/ч. Следует помнить, что его не рекомендуется применять в городе при активном уличном движении.

Haвигaциoннaя cиcтeмa

В состав навигационный комплекс для автомобиля входят следующие компоненты:

GPS-приемник, определяющий координаты автомобиля; аппаратно-программная начинка, осуществляющая необходимые вычисления; цифровой носитель, на котором хранится карта в цифровом виде; монитор, на который выводится изображение карты и самого автомобиля. Существуют штатные навигационные системы, устанавливаемые на заводе-изготовителе автомобилей, и множество альтернативных вариантов переносных и стационарных навигационных комплексов, устанавливаемых в сервисных центрах.

Датчик внешней температуры

Датчик внешней температуры показывает температуру за бортом и/или предупреждает водителя автомобиля об ее изменении.

Температура за бортом — очень важный параметр, который может предупредить водителя, например, об обледенении на дороге.

Датчик света

Датчик света предназначен для автоматического включения внешнего освещения автомобиля при уменьшении внешней освещенности ниже порогового уровня.

Реле связано с фотодатчиком, установленным в салоне автомобиля. При затемнении датчика реле срабатывает за 0,5—1 с, а выключается через 1,5—2 мин после того как внешняя освещенность превысит пороговое значение, установленное в реле.

Датчик дождя

Датчик дождя регулирует частоту работы стеклоочистителя в зависимости от интенсивности атмосферных осадков. Вдобавок к этому он реагирует на внезапное ухудшение видимости, например, при обгоне большегрузного транспорта на мокрой дороге, увеличивая частоту работы стеклоочистителя. Благодаря датчику дождя в сложных дорожных условиях водитель получает возможность полностью сконцентрироваться на дорожной ситуации, не отвлекаясь на регулирование интенсивности работы щеток стеклоочистителя.

Принцип действия датчика дождя основывается на сравнении информации, поступающей от светодиодов и фотодиода. В сухую погоду лобовое стекло автомобиля отражает больше света, чем в условиях атмосферных осадков.

Доводчик дверей

Автомобильный доводчик дверей устанавливается в основном на моделях классов «люкс» и «премиум».

Устройства, служащие для более комфортного закрывания дверей и обеспечивающие надежную работу замков, в автомобильной промышленности называются доводчиками. В большинстве таких устройств для достижения плавности хода двери используют гидравлическое демпфирование, а наличие регулирующих клапанов позволяет выбрать требуемую скорость закрывания.

Первое упоминание о доводчиках относится еще к античному периоду. Уже тогда пытались закрывать двери с помощью привязанного к веревке камня. В XIX веке появилась так называемая петля для маятниковой двери, которая давала возможность открывать дверь в обе стороны и закрывать ее автоматически с помощью усилия пружины. Достаточно быстро, однако, стало ясно, что такие конструкции имеют сравнительно узкую область применения, причем закрывание двери не поддавалось никакому управлению.

Монтируемый в двери автомобиля доводчик действует с помощью кривошипного механизма и поршня. Изменение скорости закрывания осуществляется посредством перетекания масла через регулирующие клапаны в гидравлическом поршне.

Контроль воздуха в шинах

Система контроля давления воздуха в шинах представляет собой датчики, устанавливаемые в действующие колеса и отслеживающие не только давление внутри шины, но и температуру. Повышенная температура внутри шины может говорить как о недостаточности давления, так и о неисправности тормозной системы, такой как перегрев колодок, дисков (барабанов) и, соответственно, всего колеса.

Информационный дисплей либо устанавливается на приборной панели, либо встраивается в информационный дисплей бортового компьютера.

Если показатели всех 4 шин находятся в норме, жидкокристаллический дисплей находится в «спокойном» состоянии. Как только какой-то из параметров выходит за пределы максимально или минимально допустимого значения, сразу же раздается звуковой сигнал, на панели приборов загорается красная лампочка, а на дисплее обозначается проблемное колесо и отражается изменение значения того или иного параметра. В такой ситуации от водителя потребуется своевременно отреагировать на сигнал тревоги и позаботиться о немедленной проверке состояния проблемного колеса. Максимально или минимально допустимые значения, заданные на заводе-изготовителе, могут быть легко изменены в соответствии с индивидуальными требованиями водителя.

Система контроля давления в шинах выполняет самодиагностику при каждом запуске двигателя автомобиля.

Пневматическая подвеска с регулировкой жесткости и дорожного просвета

Пневматическая подвеска с регулировкой жесткости и дорожного просвета устанавливается на автомобили повышенной проходимости или на автомобили бизнес-класса и служит для создания дополнительного комфорта при движении.

Пневматическая подвеска позволяет уменьшать дорожный просвет в зависимости от скорости движения, при этом центр тяжести смещается вниз и значительно повышается курсовая устойчивость. Водитель может выбрать один из нескольких уровней дорожного просвета.

Давление в амортизационных стойках создается с помощью отдельного компрессора и пневморезервуара. Все элементы объединены с помощью пластиковых воздуховодов, а поток воздуха регулируется электромагнитными клапанами. Данные от четырех датчиков, расположенных на осях, и трех датчиков ускорения, установленных на кузове, поступают в блок управления адаптивной пневматической подвеской. Таким образом, компьютер в течение нескольких миллисекунд дает команду на перенастройку каждого амортизатора в зависимости от дорожных условий.

Сила демпфирования регулируется автоматически. При большой нагрузке в подвеску подается дополнительный воздух, который стравливается при уменьшении нагрузки. Кроме того, в адаптивной пневматической подвеске предусмотрена функция автоматического регулирования величины дорожного просвета. В этом случае клиренс автомобиля, независимо от нагрузки, всегда остается в рамках заданных значений.

Бесступенчатая регулировка жесткости пневматической подвески призвана обеспечивать высокий комфорт благодаря системе компьютерного контроля за показаниями различных типов датчиков.

Пока не возникает необходимость более жесткой работы подвески, например, при скоростном движении по дороге с хорошим покрытием, подвеска остается комфортно мягкой. Изменение степени демпфирования каждого колеса по отдельности снижает вероятность возникновения колебаний кузова, которые могут ухудшить комфорт пассажиров.

В поворотах или при трогании с места адаптивная подвеска автоматически уменьшает раскачку кузова и клевки.

0

14

Защита картера

Картер двигателя, достаточно открытый и уязвимый агрегат автомобиля, который можно повредить чем угодно: булыжник, яма, открытая крышка колодца, сугробы на неочищенной дороге. Для того что бы двигатель не получил снизу пробоину и масло не вытекло на дорогу необходима защита картера.

Стальные защиты картера – для изготовления защит используется сталь толщиной 2-3 мм. На изделии методом штамповки изготавливаются ребра жесткости, увеличивающие сопротивление к механическому воздействию в 3-4 раза. Пластичность металла позволяет гасить удар, и после потери первозданной формы в момент деформации. Высокая теплопроводность материала позволяет не нарушать тепловой режим двигателя. Стальные защиты легко поддаются правке в случае деформации от удара. Этот металл позволяет сделать в защите технологические отверстия для обслуживания и вентиляции автомобиля, не уменьшая при этом прочность изделия. И что самое привлекательное, стальные защиты обладают низкой стоимостью.

Алюминиевые защиты картера – легче стальных на 20%, но примерно на 500% дороже. Поэтому в основном их ставят на спортивные автомобили, где вес играет решающую роль. Для изготовления защит используют как мягкие сплавы алюминия, так и термоупрочненые (дюраль). По прочности дюраль не уступает стали при увеличении толщины. Конструкция таких защит чаще всего представляет собой плоский лист толщиной 7-10 мм с несколькими небольшими поперечными изгибами и отверстиями для крепления и вентиляции. Дюралевый защиты выправить после удара гораздо сложнее.

А срок службы изделия из алюминия ограничен из-за расшатывания мест крепежа, чему способствует повышенная эластичность материала.

Композитные защиты картера - по удельной прочности стекло- и углепластик сопоставим с металлом при толщине изделия 8-10 мм, что не дает преимущество в весе. Однако композиты плохо воспринимают сосредоточенные нагрузки. При наезде на острый предмет смола крошится, а волокна, потерявшие опору, ломаются. Композитные защиты одновременно выполняют функцию пыльника, так как полностью закрывают моторный отсек снизу. Технология изготовления позволяет придать им любую форму, но конструкция не терпит дополнительных отверстий. Высокая статическая прочность волокна и корытообразная форма делают их монолитными, они практически закупоривают нижнюю часть автомобиля. При этом маленькая теплоотдача композитных материалов пагубна для автомобилей, которые нуждается в теплообмене с внешней средой. И если в композитной защите появились трещины, то она уже не подлежит восстановлению. Стоят композитные защиты гораздо дороже стальных.

0


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Авто, мото, вело... » справочник автолюбителя