Красная площадь
В XV в. Великий князь Московский Иван III (1440-1505 гг.) повелел освободить землю, прилегающую к новым кремлевским стенам, от деревянных построек на расстояние 109 саженей и впредь никаких строений из дерева здесь не ставить. Такое решение было продиктовано желанием уберечь Кремль от частых в Москве пожаров и в оборонительных целях. В результате перед восточной стеной Кремля образовалась обширная площадь. На ней разрешили мелкую торговлю с рук, со скамей, из легких шалашей, откуда и первоначальное название площади - Торг.
В 1508-1516 годах вдоль кремлевской стены в качестве водной оборонительной прорыли длинный ров, по которому пустили часть воды из реки Неглинной. Через ров к воротам Кремля перебросили мосты.
В 1535-1538 годах, с постройкой китайгородской стены, площадь, именовавшаяся в то время Троицкой (по стоявшей на ней церкви Троицы), стала главной площадью торгово-ремесленного посада - Китай-города. В 1571 году огромный пожар уничтожил весь Китай-город, и выгоревшую площадь стали называть Пожаром.
В 1804 г. площадь замостили булыжником, который в 1930 году заменили брусчаткой. В 1974 году площадь замостили новой брусчаткой, уложенной на бетонное основание, а также соорудили гостевые трибуны из гранита.
Название площади «Красная» впервые появилось в конце XVII века в одном из указов царя Алексея Михайловича, неся в себе первичное, старорусское значение - красивая, прекрасная. Существует, правда, мнение, что название пошло от торговых рядов, торговавших здесь красным сукном. После революции название «переосмыслилось»: «красная» площадь стала восприниматься как «революционная». Сегодня это - просто красивая площадь, которая к тому же является центром столицы Российского государства.
Александровский сад
Александровский сад был устроен в 1821-1823 годах на месте поймы реки Неглинной. С тех пор вдоль северо-западной стены Кремля вместо обмелевшей и мутной речки с болотистыми берегами тянется широкая зеленая полоса с аллеями, цветниками и памятниками, одно из любимых мест отдыха москвичей и приезжих. Здесь, в самом центре Москвы, не чувствуется ее шума и суеты, можно часами сидеть на скамейке или бродить по аллеям, наслаждаясь красивыми видами и благоуханием обширных клумб.
Сад изолирован от города еще и тем, что расположен в котловине: земли, чтобы поднять грунт над засыпанной трубой, не хватило.
Великолепная ограждающая начало сада чугунная решетка с парадными воротами сделана по рисунку Е. Паскаля. Столбы ограды выполнены в виде связок прутьев и увенчаны дикторскими топориками - древнеримский символ силы и единства, напоминавший москвичам о недавней победе над «двунадесяти языками» в Отечественной войне 1812 года.
Александровский сад делится на три части: Верхний, Средний и Нижний. Верхний отделен от Среднего въездным арочным мостом к Троицкой башне, перестроенным в 1901 году; Средний сад от Нижнего - Боровицким мостом, построенным в 1820-х годах.
Александровский сад отражен во многих произведениях русских классиков. Здесь, у грота, разыгрывается первое действие пьесы А. Н. Островского «Тяжелые дни», происходит свидание героев рассказа Тургенева «Лунин и Бабурин». Лирическое стихотворение саду посвятил поэт-революционер Александр Полежаев.
Манежная площадь
Площадь сформировалась в 1932-1938 гг. Но еще в середине XVI в. тут дислоцировался Стремянный (конный) стрелецкий полк. После ликвидации стрелецких формирований в начале XVIII в. здесь появились торговые ряды, которые сменились различными постройками вдоль Моховой и Манежной улиц.
В таком виде площадь просуществовала до начала 1930-х годов, когда началась реконструкция центра Москвы. Тогда были снесены ветхие строения, и на участке, ограниченном Александровским садом, зданиями Манежа, МГУ, гостиниц «Националь», «Москва» образовалась Манежная площадь.
Еще недавно площадь по преимуществу использовали для митингов и политических выступлений. Теперь здесь построен торговый комплекс «Охотный ряд».
Моховая улица
Считается, что название улица получила по располагавшейся неподалеку Моховой площадке, где продавали мох, которым конопатили дома.
Волхонка
Волхонка возникла в XIV в., когда Москва была еще «белокаменной». Она служила начальным отрезком дороги, соединявшей Кремль с великокняжеским селом Семчинским, которое располагалось в середине современной Остоженки. Далее дорога шла по Лужникам и броду через Москву-реку на Смоленск. Название Волхонка утвердилось в середине XIX в. Первоначально улица называлась Малой Чертольской - по окружающей местности Чертолью или Черторью. У Кропоткинских ворот (бывшие Чертольские ворота) путь пересекал узкий, но бурный ручей Черторый (его русло словно «черт рыл»). Имя же Волхонка пошло от земель князей Волконских, в просторечии Волхонских, обосновавшихся здесь с начала XVII в., или же по кабаку «Волхонка», находившемуся в каком-то из домов Волконских.
Знаменка
Улица зародилась еще в XII в. Она была частью дороги, которая начиналась от Боровицких ворот и брода, проходившего под нынешним Большим Каменным мостом. Далее шла по линии современных Поварской и Баррикадной улицам, Красной Пресни на Волоколомаск и Великий Новгород. Название Знаменка возникло по стоявшей до 1930-х годов справа от дома № 15 церкви Знамения.
Знаменка очень рано начала застраиваться домами аристократов, приближенных к царю. В 1812 г. Знаменка полностью выгорела, однако быстро отстроилась заново и засверкала прежним блеском. Улица дошла до нас почти в неизмененном с дореволюционных времен виде.
Воздвиженка
Так улицу назвали в XVIII веке по стоявшему на ней Крестовоздвиженскому монастырю, впоследствии сократив до Воздвиженки. Она возникла на месте древней дороги, которая шла от Троицких ворот на Волоколамск и Великий Новгород.
Арбат
Арбат (или «рабад») на арабском языке означало предместье, пригород. Раньше так называлась не отдельная улица, а целый район. По Арбату пятьсот лет назад шла дорога на Смоленск. Но окружающая местность была застроена еще раньше.
Название пошло, вероятно, от купцов, ведших торговлю с Востоком или же от самих восточных гостей. Так, крымские татары со своими торговыми караванами переправлялись через Москву-реку обычно у Крымского брода, выходили на нынешнее Садовое кольцо и двигались по линии Зубовского и Смоленского бульваров. Там, где сейчас высотное здание МИДа, они сворачивали на Смоленскую дорогу, часть которой занимает сегодняшний Арбат, и направлялись к Кремлю. А на Смоленской дороге, у городской стены, было главное становище, где путешественники отдыхали, приводили в порядок себя и товары перед тем, как войти в город. Возможно, купцы и нарекли эту местность «рабадом» (поселение с внешней стороны стены, выселки).
Во второй половине XVIII в. дворяне вытеснили с Арбата купцов и ремесленников, тогда район и улица получили аристократический лоск и барскую сонливость.
В 1812 г. Арбат, как и многие другие улицы Москвы, выгорел. Однако быстро восстановился, сохранив прежний контингент жителей.
В 1860-х годах, после отмены крепостного права, на дворянский Арбат начала посягать московская буржуазия: улица стала связующим звеном с Дорогомиловым, откуда начиналась дорога на Смоленск. Сонный Арбат превращается в бойкую, деловитую улицу, усыпанную магазинами. В 1900 г. построили Киево-Воронежский железнодорожный вокзал, от которого еще более потянулось торгового люда.
Несколько слов об Арбатской площади. Она образовалась там, где дороги в Смоленск и Новгород пересекались со стеной Белого города.
В 1439 г. здесь были разгромлены и обращены в бегство войска казанского хана Улу Мухаммеда, а в 1611 г. - отряд польско-литовских интервентов под командованием Новодворского. В августе 1612 г. у Арбатских ворот на защиту Москвы стал с войском князь Д.М. Пожарский.
В XIX в. Арбатская площадь представляла собой «небольшой пятачок, по которому изредка проедет водовоз на бочке, пройдет пирожник, калашная…» (Л.Н. Толстой «Отрочество»). Еще в 1840-х годах площадь утопала в грязи. Нередко можно было видеть, как бились лошади, вывозя из непролазной каши тяжелую карету или колымагу. Тогда еще через площадь протекал бурный ручей Черторый. Позже, конечно, площадь выровняли и вымостили, ручей убрали в трубу.
23 ноября 1909 г. на площади А.А. Ханжонковым был открыт кинотеатр «Художественный». В 1912-1913 гг. здание радикально перестроил арх. Ф.О. Шехтель.
В октябрьские дни 1917 г. кинотеатр оказался занят юнкерами. Здесь проводилась запись в белую гвардию и содержались пленные красногвардейцы. Затем большевики выбили юнкеров из кинотеатра, освободив своих товарищей.
Рядом справа стоял крытый Арбатский рынок, построенный в 1932 г. А рядом в 1935 г. вырос вестибюль станции метро «Арбатская» (арх. Л.С. Теплицкий). Арбатский рынок в 1941 г. разрушила фашистская бомба.
Большая Никитская улица
В XV-XVI в. сюда переместилась главная дорога от Кремля к Великому Новгороду через Волоколамск. Образовавшаяся в начале дороги улица сначала именовалась Волоцкой или Новгородской. Позднее она получила название Большая Никитская - по стоявшему на ней Никитскому женскому монастырю.
В древности в районе этой улицы находилась слобода, в которой проживали новгородцы и устюжане (жители Великого Устюга). Та часть улицы, что лежит за площадью Никитских ворот, именовалась Царицынской (в честь царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра I).
В XVII-XVIII в. улица все более заселяется дворянской знатью. Ее облюбовали Меншиковы, Орловы, Дашковы, Брюсы, Стрешневы. Особое богатство землевладельцев обусловило обширность их дворов и капитальных строений. Вероятно, поэтому Б. Никитская сохранила большое количество зданий XVIII в., зачастую перестроенных, но не снесенных новыми владельцами.
Китай-город
Существует несколько версий происхождения названия.
Одни ученые считают, что в основе словообразования «Китай-город» лежит слово «кита», что на древнерусском означало «плетень». Им якобы был огорожен посад, в XI в. расположившийся к юго-востоку от Кремля.
По другой версии, слово «кит» или «китай» по-монгольски означало «срединность»: территория Китай-города расположилась между Кремлем и Белым городом, оттого его так и назвали. Быть может, поэтому в русском языке подобное название дано и стране Китай, чьи императоры всегда провозглашали свое государство Срединным.
Так или иначе, а вначале это был торговый посад, возникший возле Торга (впоследствии Красная площадь). Но уже в XVI в. здесь селились в основном бояре, дворяне, духовенство да крупные купцы. Посад поэтому назывался Великим или Большим. Однако главным занятием Китай-города всегда оставалась торговля.
В 1534 г. в целях обороны по приказу Елены Глинской (матери Ивана Грозного) его обнесли земляным валом с огромным плетнем, основу которого составляли вертикально вбитые деревянные жерди - «кита» . После этого посад и стал называться Китай-городом. Некоторые, правда, держатся мнения, что Елена Глинская назвала так этот район столицы в честь своей родины - Китай-городка на Подолии.
С XVII в. в Китай-городе начинается большое каменное строительство: возводятся церкви, дома, учебные заведения.
В конце XIX - начале XX в. Китай-город приобретает типичные черты буржуазного «сити». Здесь строятся банки, биржа, торговые конторы, большие магазины.
Самая древняя часть Китай-города находилась на территории Зарядья, где сейчас гостиница «Россия». Заселяться Зарядье стало уже в XI-XII в. Сначала здесь жили купцы и ремесленники, потом их вытеснили бояре и дворяне.
С переносом столицы в Санкт-Петербург в 1712 г. Зарядье стало терять славу аристократического района. На месте палат и теремов появились кабаки и трактиры. К началу ХХ в. Зарядье превратилось в район трущоб, которые исчезли уже в советское время.
Никольская улица
Свое первоначальное название улица получила благодаря располагавшемуся неподалеку Никольскому греческому монастырю, находившемуся в самом начале улицы по левой его стороне. Он упоминается уже в источниках конца XIV в. как монастырь Николы Старого. С нее начиналась дорога из Никольских ворот Кремля к городам Ростов Великий, Суздаль, Владимир.
Издавна Никольская славилась просветительными учреждениями, учебными заведениями, Печатным двором, книжными лавками. В конце улицы, возле Никольских ворот Китай-города, когда-то существовал книжный развал. Отсюда начал свою деятельность издатель-просветитель И.Д. Сытин.
В 1812 г. улица сильно пострадала от пожара, но быстро восстановилась.
В Октябре 1917 г. Никольская стала плацдармом особо тяжелых сражений. Артиллерийские снаряды разбили створы Никольских ворот Кремля, в которые хлынули красногвардейцы, заставившие белых капитулировать.
Ильинка
Названа по Ильинскому монастырю и церкви Ильи Пророка, когда-то здесь находившихся.
Ильинка, в отличии от «просвещенной» Никольской, долгие столетия обладала преимущественно торговым характером. Лавки, лабазы, магазины, трактиры лепились здесь друг к другу, конкурируя между собой. Ильинка стала главной торговой артерией Китай-города.
Только в XIX в. торговый капитал был вытеснен финансовым: мелкие лавчонки и магазинчики уступили место солидным учреждениям русской финансовой олигархии.
После революции в зданиях, ранее принадлежавших частным компаниям и банкам, разместились советские учреждения.
Варварка
Впервые улица упоминается в летописи 1434 г. под названием Варьская. Она проходила по бровке холма, называвшегося Псковской горой (по жившим здесь с конца XV в. псковским купцам), и вела во Владимир.
Варваркой улица начала именоваться с XVI в., предположительно по церкви Варвары.
В Средние века здесь стояли богатейшие монастыри и церкви, палаты знатных бояр, первое на Руси английское посольство «Английский» двор. Это была одна из престижнейших улиц своего времени.
Но к XIX в. многое здесь изменилось: улица заполнилась различными питейными заведениями, так что о ней пошла в народе дурная слава.
Лишь в советское время Варварку удалось возродить к жизни.
Лубянская площадь
Существует несколько гипотез о происхождении названия территории. Одни полагают, что название принесли новгородцы и псковичи. Именно на этом месте они стали селиться после присоединения Великого Новгорода (1478 г.) и Пскова (1510 г.) к Москве. А назвали этот район по существовавшей в Новгороде улице Лубянице.
Другие ученые считают, что Лубянка происходит от лубяных изб, которыми торговали здесь когда-то. Или же в них торговали. В любом случае они якобы стояли возле Никольских ворот Китай-города.
В XVII в. территорию Лубянки занимали стрелецкие слободы, жители которых в 1611 г. принимали активное участие в борьбе против польско-литовских захватчиков под предводительством Пожарского.
Сама площадь появилась в начале XIX в. после сноса земляных бастионов, возведенных Петром I еще в 1707-1708 гг.
Когда-то в центре площади, на месте цветочной клумбы, стоял водоразборный фонтан, из которого черпали воду водовозы. Затем вместо него установили памятник Ф. Дзержинскому - пламенному революционеру и первому чекисту. В 1991 г., после августовских событий, памятник убрали под аплодисменты демократической толпы.
Театральный проезд
Театральный проезд существовал еще в XV в., только назывался он тогда, конечно, не так красиво. Современное название он получил в 1830 г. от Театральной площади.
Нумерация домов в Театральном проезде начинается от Лубянки.
Театральная площадь
Одна из самых парадных и популярных площадей в Москве. Ее спроектировал О.И. Бове, руководивший восстановлением Москвы после пожара 1812 года. В ее оригинальном и запоминающемся ансамбле переплелись старина и новизна.
Разбивка площади стала возможной лишь после того, как протекавшая здесь река Неглинная, разливавшаяся в половодье и заболачивавшая всю местность, была заключена в 1817-1819 годах в подземную трубу. Тогда же стоявшие перед китайгородской стеной на месте нынешнего «Метрополя» земляные бастионы были срыты, всю территорию подсыпали и выровняли.
Охотный ряд
Возник в конце XVIII в. Свое название получил по торговым рядам, где охотники продавали битую дичь. Они располагались примерно там, где сейчас находится гостиница «Москва» и здание Госдумы.
Очень скоро охотникам пришлось потесниться и уступить место купцам. Так появились многочисленные лавочки, магазины и склады, славившиеся не самой достойной репутацией.
В начале 1930-х годов в ходе реконструкции города Охотный ряд исчез, оставив после себя только название улицы.
Тверская улица
Еще в XIV в. здесь была проложена дорога, соединившая Москву с Тверью, важным торгово-экономическим центром. С присоединением Тверского княжества к Московскому значение Тверской дороги сильно возрастает. Она становится магистралью, связывавшей Москву с Прибалтикой, Ближним Востоком и Средней Азией. Не случайно в старину родилась пословица «Тверь - в Москву дверь».
Поначалу на Тверской улице селились мелкие купцы, ремесленники, строившие невзрачные тесные домишки. Впрочем, и значительно позже, в XVIII в., когда на Тверской начали появились боярские и дворянские усадьбы, гостиницы и модные магазины, облик этой улицы не отличался блеском. Кривая и узкая, она никак не походила на парадную магистраль, по которой, между прочим, въезжали в город цари, вельможи и иностранные послы. Еще в XIX в. Белинский, привыкший к строгой перспективе Невского проспекта, отмечал кривизну, узость и холмистость Тверской. А в начале XX в. Маяковский о ней написал: «Вьется улица-змея».
И все же прославленные российские зодчие во все времена почитали за честь получить заказ на строительство здесь особняка, усадьбы или дворца. При этом улицу не отличало строгое архитектурное единство. Безвкусный купеческий дом вполне мог соседствовать с роскошным дворцом, дворянская усадьба - с доходным домом, старинный парк - с огородом.
В 1932 г. Тверскую переименовывали в улицу Горького. В 1935 г., в соответствии с Генеральным планом реконструкции Москвы, она значительно расширилась, на ней выросли новые здания, отражавшие дух советской эпохи. Прежние ветхие постройки снесли, многие дома отодвинули вглубь улицы. Дальнейшей реконструкции помешала война, и все же к 1941 г. улица преобразилась как никакая другая.
В послевоенное время реконструкция улицы продолжилась, она украсилась многими капитальными зданиями. В 1990-е годы улице вернули первоначальное название - Тверская.
Тверская площадь
(С 1912 до 1918 гг. Скобелевская) - перед Моссоветом, была устроена в 1792 году как плац для ежедневного развода караулов перед генерал-губернаторским домом. В 1912 году на ней был установлен конный памятник генералу М.Д. Скобелеву. В начале 1918 года памятник был снят, его сменил открытый 7 ноября 1918 года обелиск Октябрьской революции со статуей Свободы. В апреле 1941 года его разобрали: он «утопал» в окружении новых возведенных домов. В 1947 году, в дни празднования 800-летия Москвы, здесь был торжественно заложен памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому работы скульпторов С.М. Орлова и других, открытый в 1954 году.
Большая Дмитровка
Большая Дмитровка (или просто Дмитровка) названа по городу Дмитров, началом пути к которому улица являлась.
Уже в XIV в., когда Дмитров был присоединен к Москве, вдоль дороги стали селиться выходцы из этого города, образовав слободу. Жили в ней в основном ремесленники, мелкие купцы, служилый люд.
В XVII-XVIII в. торгово-ремесленное население слободы стало постепенно вытесняться московским дворянством, которое скупало лучшие территории. Располагались вельможи широко и привольно, дворы охватывали целые кварталы, жилые дома окружались хозяйственными постройками, садами, огородами, словно владельцы не в городе строились, а где-то в сельской местности.
К XIX в. Дмитровка превратилась в фешенебельную столичную улицу с усадьбами и дворцами Вяземских, Черкасских, Стрешневых, Салтыковых, Шереметевых и других московских аристократов.
В 1812 г. улица выгорела, но так как она состояла из каменных строений, то быстро восстановилась.
Существовали и «неофициальные» названия улицы - Клубная или Дворянская. Здесь было множество благородных клубов.
Во второй половине XIX в. дворы и усадьбы оскудевших родов перешли в руки купцов, набиравших силу с развитием капиталистических отношений. Владения Голицыных, Урусовых, Горчаковых, Шаховских стали собственностью Шелапутиных, Голофтеевых, Обидиных, Ляпиных. Новые хозяева бесцеремонно обходились с уникальными архитектурными сооружениями: сносили старые особняки или перестраивали их под свои сугубо утилитарные, торговые нужды.
Вследствие такого развития внешний облик улицы оказался разнороден. Здесь можно увидеть дома, принадлежащие к самым различным эпохам и стилям.
Кузнецкий мост
Улица названа по стоявшему когда-то мосту через р. Неглинную (как раз на пересечении улиц Кузнецкий мост и Неглинная). А сам мост был назван по слободе кузнецов, обслуживавших Пушечный двор.
В 1763 г. Екатерина II издала указ о привилегиях иностранцам, и в Россию, в том числе Москву, потянулись купцы и ремесленники. Французские дельцы облюбовали улицу Кузнецкий мост: так в центре города появилось множество модных лавок с французскими товарами.
С приближением Наполеона к Москве главнокомандующий Москвы граф Ростопчин пытался ограничить французскую торговлю, но мало кто из владельцев магазинов на Кузнецком покинул свои заведения.
В пожаре 1812 г. улица не пострадала, потому что посты французской гвардии тщательно оберегали лавки и имущество своих соотечественников.
После изгнания Наполеона из Москвы французская торговля расцвела пуще прежнего. Путеводитель по Москве 1826 г. отмечал: «…Все втридорога; но для наших модников это ничего: слово куплено на Кузнецком мосту придает каждой вещи особенную прелесть».
В первой половине XIX в. на Кузнецком мосту еще не было крупных зданий. Так, Белинский мысленно ведет петербуржца на Кузнецкий мост, где «увидел бы он каменные [дома] с модными магазинами, но до того миниатюрные, что ему пришла бы в голову мысль - уж не заехал ли он - новый Гулливер в царство лилипутов».
К концу XIX в. Кузнецкий мост постепенно застраивается большими домами. Французская торговля теснится русской, набиравшей силу вследствие экономических преобразований.
На рубеже XIX-XX в. на месте мелких лавок Кузнецкого моста начали расти роскошные здания банков и торговых фирм.
Кузнецкий мост был всегда узкой, крутой улицей, при этом с утра до вечера заполненной прохожими. Остается она такой и по сей день.
Петровка
Имя этой улицы не меняется уже три века, что необычно для Москвы. Некогда улица начиналась от Троицких ворот Кремля и вела к Петровскому монастырю, основанному еще в середине XIV в. Дорога пролегала вдоль берега Неглинной, несколько отступив от нее: эта небольшая речка издревле была известна большими разливами. Сейчас улица начинается у Большого театра.
Лишь в начале XIX в. Петровка стала обстраиваться капитальными зданиями. Очень скоро ее заполнили магазины, торговавшие дорогими товарами высшего качества (по соответствующим ценам). Здесь продавали преимущественно одежду, белье, ткани, галантерею, ювелирные изделия и книги. Товар был рассчитан на состоятельных покупателей. Причем большинство лавок принадлежало иностранцам. Их приказчики отличались редкой обходительностью и изяществом манер.
Про Петровку в XIX в. писали, что это «как бы московский Париж с прибавкой Вены, Берлина, Варшавы».
На перекрестке между Петровкой и Кузнецким мостом в 1924 г. был установлен первый в Москве светофор. Этот участок города всегда был одним из самых оживленных.
Неглинная улица
Улица образовалась на месте протекавшей здесь когда-то р. Неглинной. Долгое время она угрожала окрестной местности губительными разливами. Тогда ее сначала уложили в канал, а когда оказалось, что этого недостаточно, спрятали в подземную трубу (1818-1819 гг.). На месте канала образовалась городская улица, которую поначалу называли Неглинный проезд. Но длинное название не закрепилось, и в 1922 г. улицу официально назвали Неглинной.Однако даже заключенная в трубу, река продолжала выходить из «берегов». Последнее такое опасное наводнение произошло в 1957 г.
В 1974-1975 гг. Неглинку уложили в семикилометровый коллектор большого сечения, параллельный существовавшему. После этого река перестала беспокоить москвичей.
Рождественка
Улица образовалась из древней дороги от Троицких ворот Китай-города, находившихся прямо против нынешнего начала улицы, до Рождественского женского монастыря, основанного в конце XIV в.
Долгое время на левой стороне улице, спускавшейся крутым склоном к р. Неглинной, тянулись монастырские огороды. Любопытно, что последние огороды оставались здесь еще в конце XIX в. Правая же сторона Рождественки более или менее интенсивно начала застраиваться только с середины XVIII в.
Пушечная улица
Пушечная улица образовалась в результате строительства Пушечного двора. Он располагался в квартале между улицами Неглинной, Пушечной, Рождественкой и Охотным рядом. Основал его в конце XV в. великий князь Московский Иван III.
На Пушечном дворе работал знаменитый Андрей Чохов, отливший в 1586 г. Царь-пушку.
К концу XVIII в. производство угасло, появились другие металлургические заводы, более совершенные и эффективные. Тогда на Пушечном дворе стали хранить оружие, боеприпасы и даже знамена, сделав его арсеналом.
В 1802 г. склад перевели в Арсенал, находящийся в Кремле, а здания двора в 1803-1804 гг. разобрали.
После сноса на месте Пушечного двора образовался пустырь. Он был и дальше, где теперь «Детский мир». В современных очертаниях улица оформилась в конце 1810-х - начале 1820-х годов, когда на ее пустырях, появившихся в том числе в результате пожара 1812 г., новые владельцы построили двухэтажные дома. Улицу тогда называли Софийской - по церкви Софии в конце нее.
Нынешняя застройка относится скорее к более позднему, капиталистическому периоду.
Большая Лубянка
Улица образовалась из дороги, ведшей во Владимир, Суздаль и Ростов Великий. Она продолжала Никольскую улицу Китай-города.
В XVI-XVII в. улицу заселяли в основном торговцы и ремесленники, большинство из них были выходцами из Великого Новгорода. Среди скромных домишек кое-где выделялись палаты знати, умножившиеся в XVIII в.
Пожар 1812 г. обошел эти кварталы стороной.
Во второй половине XIX в. Большая Лубянка приобретает подчеркнуто торгово-деловой вид. Особенно много здесь обосновалось страховых компаний: к 1917 г. их на улице было пятнадцать. Эти крупные фирмы обстроили Б. Лубянку высокими, значительными зданиями.
Мясницкая
Мясницкая за свою историю часто менялась по своему направлению и характеру застройки. Современный ее облик появился лишь к началу двадцатого века.
Сначала на ней жили уроженцы Великого Новгорода: бояре и купцы, переселенные сюда Иваном Грозным. Затем улицу заселили мясники, откуда и пошло ее название. Но так как Мясницкая вела в дворцовое село Преображенское и Немецкую слободу (Лефортово), на ней с петровских времен обосновалось титулованное дворянство во главе со всемогущим Меншиковым. По улице часто проезжали царь, его семья и приближенные.
В 1812 г. пожар уничтожил почти все ее деревянные строения, после чего на их месте появились каменные, капитальные.
В XIX в. улицу облюбовало богатое купечество. К концу XIX в. она превратилась в средоточие торгово-промышленного капитала, прежде всего фирм, торгующих станками, металлическими изделиями, электрооборудованием, технической аппаратурой. Кроме того, на Мясницкой появились и банки.
Мясницкая к концу XIX - началу ХХ в. слыла самой деловой, буржуазной улицей. На ней охотно селились коммерсанты, финансисты, инженеры, юрисконсультанты, служащие фирм.
Особенно резко начала меняться Мясницкая с открытием трех вокзалов. В двадцатом веке она оказалась неимоверно загруженной транспортом. Поэтому именно под Мясницкой решили провести первую линию метрополитена.
В 1935 г., в соответствии с Генеральным планом реконструкции Москвы, было принято решение пробить для разгрузки Мясницкой (тогда улицы Кирова) параллельный ей Новокировский проспект. Проложили проспект академика Сахарова, но дальше строительство не пошло.
В самом начале улицы слева когда-то стояло Рязанское подворье, в глубоких подвалах которого в петровские времена размещалась Тайная канцелярия, ставшая во времена Екатерины II Тайной экспедицией. Именно здесь пытали Пугачева, допрашивали русского просветителя Новикова, держали жестокую Салтычиху.
Маросейка
Прежде Маросейка и Покровка составляли единую Покровскую улицу, названную по стоявшей на улице церкви Покрова. В XIX в. начальный отрезок улицы (сначала до Покровских ворот, затем до Армянского переулка) официально получил уже бытовавшее до этого в народе название Маросейка (Малороссейка) по располагавшемуся здесь Малороссийскому подворью. В нем останавливались приезжавшие в Москву представители малороссийских (украинских) гетманов.
На Маросейке было много дворов знати, ремесленников, купцов, среди которых уже со второй половины XVII в. немало было иноземцев.
В пожар 1812 г. улица уцелела.
В последующее столетие среди домовладельцев улицы преобладали представители богатого патриархального купечества, часто снимали квартиры мелкие чиновники, коммерсанты, интеллигенция.
В 1893 г. историк Москвы А.Д. Покровский отмечал высокую плотность заселения на Маросейке и скученность построек, а также необычайную даже для Москвы нечистоплотность и антисанитарию.
Покровка
Покровка начинается от Армянского и Старосадского переулков, продолжая Маросейку. Деление этих улиц весьма условное.
До петровского времени по обе стороны Покровки располагались дворцовые слободы: поселения ремесленников, обслуживавших царский двор. Затем на месте слобод раскинулись обширные дворы и сады богатых вельмож. Причем между барскими усадьбами спокойно уживались домишки торгово-ремесленого люда.
В XIX в., когда дворянство оскудело, большинство домовладений перешло к купеческому сословию. На Покровке появилось множество каретных, хлебных и овощных лавок. Еще более торговый характер улица приобрела с постройкой в 1860-х годах Курского вокзала, связавшего Москву с югом России, а с 1896 г. еще и с Поволжьем и Сибирью, когда к вокзалу была подведена Нижегородская линия. На улице появилось множество гостиниц, трактиров, мастерских, магазинов.
Солянка
Солянка является частью древней дороги, которая вела от Кремля к Владимиру, Коломне и Рязани.
Она начинается с короткого Солянского проезда, затем делает крутой поворот направо и устремляется к р. Яузе. Одно время проезд входил в Солянку, но сейчас выделен в самостоятельную улицу.