За круглым столом собрались, казалось бы, люди совершенно разных интересов, однако именно фонограмма, вернее, её использование, стала важной темой для обсуждения для многих сторон. Городскую власть представляли спикер столичного парламента Владимир Михайлович Платонов и депутат Мосгордумы Андрей Ковалев. Последний, впрочем, выражал интересы и музыкантов как солист рок-группы «Пилигрим». От лица людей творческих выступали композитор, аранжировщик и продюсер Евгений Кобылянский, музыкальный продюсер и промоутер (и по совместительству папа ДеЦла) Александр Толмацкий, лидер группы «Крематорий» Армен Григорян, журналист Михаил Марголис.
Как сразу предупредил Владимир Платонов, в данный момент цель законопроекта состоит не в том, запретить или не запретить фонограмму. Проблема в другом: согласно Закону о защите прав потребителей, каждый должен знать достоверную информацию о том, что он покупает. То есть, покупая билет на тот или иной концерт, человек должен понимать, идет ли он смотреть на то, как люди танцуют под музыку, или идет слушать, как люди по-настоящему поют (и, возможно, при этом танцуют). Таким образом, согласно законопроекту, на всех рекламных носителях должна стоять подпись: будет ли выступление «живым» или «фанерным».
Андрей Ковалев объяснил, почему его так беспокоит «антифонограммный» закон. Как депутат по долгу службы он часто посещает Кремль и, соответственно, концерты. «Как только я вижу кран (камера, которая управляется компьютером, при телесъемке, – АНН) в зале, готовлюсь к мучению». Андрей Аркадьевич имел в виду, что все концерты для телевидения неизменно проходят под фонограмму. Он привел много примеров из истории западного и российского шоу-бизнеса, упомянул историю с американским дуэтом Milli Vanilli, пользовавшемся огромной популярностью в конце 80-х: когда были обнародованы сведения о том, что вместо них поют другие люди, а сами они выступают под «плюс» (то есть, в колонках играет даже записанный голос, в отличие от «минуса», когда записана только музыка, а вокал – «живой» - АНН). После этого инцидента у дуэта отобрали все премии «Грэмми» и изъяли все их пластинки с полок магазинов.
Группа «Песняры», по словам Ковалева, до сих пор гастролирует по стране с фонограммой, где звучит голос Владимира Мулявина, трагически погибшего 4 года назад. Андрей Аркадьевич в качестве примера рассказал историю, якобы имевшую место, о переписке между Элтоном Джоном и Мадонной. В одном из писем Мадонна написала английскому певцу и композитору о том, что вынуждена часто петь под фонограмму, так как ей приходиться и петь, и одновременно танцевать. На что Элтон Джон ей ответил: «Дорогая Мадонна. Люди пришли на твой концерт послушать, как ты поешь, а не как ты кривляешься». Примерно та же история была с группой «Лицей», в которой около полугода «пела» ушедшая из проекта вокалистка. Как выразился Андрей Аркадьевич, «таких надо прибить гвоздем к позорному столбу, пусть люди знают», обосновывая тем самым необходимость принятия обсуждаемого законопроекта.
Однако далеко не все были согласны с такой точкой зрения. За Мадонну вступился журналист Маргулис. Он разграничил понятие музыка и шоу.
«Одно дело Дженнифер Лопес: многие заплатили за билеты и пришли не слушать, как она поёт, а посмотреть на её ягодицы. Мадонна имеет право петь под фонограмму, потому что люди приходят в первую очередь на её высочайшего качества шоу. Она уже двадцать с лишним лет танцует на шесте, люди на это и смотрят, а не на то, как она берет ноту «ля». Вот Валентина Толкунова пусть поёт, потому что она это умеет, в другом случае пусть Толкунова пляшет на шесте».
Особенно ярко отстаивал право музыкантов петь под фонограмму Александр Толмацкий:
«Несмотря на то, что я продюсирую другую музыку, другую культуру (Толмацкий – один из ведущих проводников r'n'b- и хип-хоп-культуры – АНН), которая не допускает фонограммы, т.к. рэп под «фанеру» читать невозможно, могу сказать, что вот артист, которого я сейчас продюсирую, «Лигалайз», в данный момент на гастролях. Он заболел, температура 40 градусов. Но он выйдет на сцену и отработает концерт, и если бы я ему сказал: иди и пой под фонограмму, - он спел бы под фонограмму, как бы это ни смотрелось. Здесь специфика такая.
Проблема еще и в том, что не каждый артист может обеспечить себе нормальный райдер (техобеспечение – АНН). И не каждый город может обеспечить артистам хороший райдер. Были и такие случаи: когда я и Олегом Газмановым только прилетели в один город – и сразу на стадион. Смотрим: там вообще никакой аппаратуры.. И я бегал по городу, искал колонки. И мы расставили их по стадиону, потому что отменить концерт мы не могли: это же 10.000 зрителей! Это же могло быть настоящее народное волнение! И потом, каждая отмена концерта идет в минус следующему артисту, который приедет в этот город. Люди подумают, что и этот отменит выступление, и не станут покупать билеты»
Продюсер Евгений Кобылянский тоже затронул тему невозможности отмены концертов, однако, указал, что даже в больном состоянии любой артист не может петь под фонограмму, приведя в пример Уитни Хьюстон, которая пела в Москве с больным горлом, но призналась в этом зрителям, попросив прощения, «если будет что-то не так». Это вопрос этики и ответственности, а не коммерции.
Генеральный директор Росконцерта Владимир Зубицкий привел кардинально иной пример. Он уже несколько лет работает с группой Deep Purple и её концертами в России:
«У них постоянно работает фонограмма! Йан Гиллан не может петь без неё. Он не может петь каждый день, надрывая связки, без фонограммы. И Элтон Джон тоже обязательно возит с собой фонограмму. Он может её использовать – может не использовать, но возит». На главный же вопрос, который задел всех, по поводу обязательной строчки в афишах, указывающей поёт артист под «фанеру» или нет, Зубицкий вполне резонно заметил: «Ладно афиши. Но радио, телевидение: там лишние пять-десять секунд, пока может идти эта фраза, стоят бешеные деньги…»
В результате, стороны к общему знаменателю не пришли. Штрафные санкции, с одной стороны, - вещь полезная (а они, по законопроекту, составляют от 2.500 до 40.000 рублей), с другой – они породят очередную волну взяток. И не надо забывать, что рынок, особенно стихийный, а именно таким является поп-музыка, нельзя регулировать с помощью законов, он сам себя регулирует. В своё время была традиция обкидывать артистов помидорами – это гораздо страшнее, чем штрафные санкции.
А что же сами музыканты, чьи интересы представлял только Армен Григорян? Он был скромен и больше читал сам законопроект, чем говорил. Его, прежде всего, интересовал только один вопрос: почему закон требует, чтобы информация о наличии в выступлении фонограммы должна быть обозначена на плакатах мелким шрифтом?
«Почему имя артиста, скажем, какого-нибудь Кирка Филиппова, написано буквами высотой в метр? Пусть и о фонограмме пишут таким же шрифтом», - сказал лидер группы «Крематорий».
Еще одна проблема была поднята Арменом: как проконтролировать, живое идет выступление или нет? Нет таких технологий, в любой «опасный» момент, когда приходит какой-либо «контролер», звукорежиссер может включить артисту микрофон. Пойди потом докажи.
В завершение разговора московские чиновники согласились с тем, что закон еще требует тщательной доработки. Если он действительно нужен и важен. Потому, что вряд ли этот закон жизненно необходим простым россиянам. Обыкновенным зрителям зачастую совершенно всё равно, поёт Пугачева «живьем» или нет. Главное – увидеть Примадонну своими глазами, а что там у неё с вокалом – это неважно для большей части публики. Как пример, пародист Александр Песков, который, по большому счету ничего не делает, кроме переодеваний и смены париков, однако на его концерты, где он старательно изображает звезд, выступая под их же песни (то есть тут даже вообще не стоит проблема, «плюс» ли это или «минус»), люди с невиданным энтузиазмом покупают билеты. Поэтому вопрос, что лучше - живой концерт с плохим звуком или фонограммное выступление с отличным звучанием – может оказаться риторическим.