Кто что думает на эту тему?
ПРАХ В ПЕСОЧНЫХ ЧАСАХ
Многие в Германии знают историю британца Малькольма Иклеса. Сознавая обреченность, этот раковый больной завещал наполнить своим прахом песочные часы с периодом в три минуты, ибо его супруга никак не могла научиться сварить яйцо в "мешочек". Теперь стоят у нее эти часы на кухне, помогая правильно варить яйца. В Германии такое было бы невозможно.
По немецкому закону пепел после кремации должен непременно храниться на кладбище. Это обстоятельство и не устраивает многих бундесбюргеров. Один из них, житель Дюссельдорфа Бернд Брунс, вполне здоровый мужчина 53 лет, затеял сейчас вместе с женой судебное дело, требуя, чтобы посмертный прах был передан пережившему супругу или детям и хранился дома в уже приготовленной урне в виде книги на открытой полке шкафа в гостиной. Уникальный судебный процесс зашел в тупик. Истец ссылается на то, что во многих европейских странах, в частности в Голландии, Англии, Швеции, прах скончавшегося выдают на руки родственникам.
Около 25 процентов немцев, опрошенных авторитетным в стране институтом общественного мнения в Аленсбахе, решительно высказались за то, чтобы и граждане ФРГ "получили право развеять пепел умершего родственника в саду или вообще на природе, а также хранить по своему усмотрению". От пожелания до закона и в Германии дистанция немалой протяженности, а потому немцы идут обходными путями. Чаще всего через Голландию: везут гроб с телом покойного в голландский город Слангенбург, предают кремации, а с пеплом поступают по своему уразумению. Тем временем настырный Брунс добивается рассмотрения своего дела в Конституционном суде ФРГ, чтобы отстоять "посмертные права человека".
И еще...
"Двое моих знакомых хранят дома прах (после кремации) своих близких. Несмотря на мои просьбы и советы похоронить эти урны, они не собираются это делать. На их вопрос, почему этого нельзя делать, я не нашла грамотного ответа. Посему - прошу вас - ответьте мне, пожалуйста, почему Церковь считает неправильным хранить прах дома, почему надо его хоронить, где это сказано в Писании (они особенно на это напирали, как это сказывается на душе умершего, и почему не хоронят останки (мощи) святых, а непременно хоронят обычных людей (на это я тоже не очень-то смогла ответить)."
Отвечает игумен Нектарий (Морозов),
настоятель Архиерейского храма
в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали".
С самых древних времен у христианских народов (а мы говорим в данном случае о христианской традиции) существовал обычай предавать умерших земле. Само по себе это говорит уже о многом, потому что традиция эта освящена и тем, что соблюдали ее, в том числе, и святые, память которых чтит Церковь. Что же касается подтверждения правильности данной традиции Священным Писанием, то вот слова премудрого Екклесиаста, который говорит о погребении в недрах земли тела усопшего, как о чем-то само собой разумеющемся: "И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его" (Еккл. 12, 7). Влияет ли как-то на душу умершего то, что тело его осталось непогребенным? Непосредственно, конечно же, нет. Но поскольку почившему не безразлично, что происходит с его близкими и друзьями - ведь любовь не умирает,- то, скорее всего, их неразумные действия будут причинять ему скорбь. Потому что если Вашим знакомым и кажется, что в их действиях выражается любовь к умершим, на самом деле здесь имеет место очень неблагоговейное отношение к таинству смерти. Для некоторых языческих традиций было характерно демонстрировать, выставлять напоказ тела тех, кто уже отошел в вечность. Было это в некоторой степени характерно и для коммунистической идеологии. Как к этому может относиться христианство - вопрос по преимуществу риторический. В Вашем случае речь идет не о телах, а о прахе, но суть остается той же.
Мощи же святых извлекались из земли потому, что были освящены благодатью Духа Святого, в них почивающего, и помещение их в храмах и обителях, и молитвенное их почитание основано именно на том, что как при жизни они сами были храмом Духа Божия, так и по кончине их Господь благоволил явить на них такое Свое чудо. Поклоняемся мы, безусловно, Богу, дивному во святых Своих, а не останкам как таковым.