ТАНТО: 短刀
Глава 1
ТАНТО:ДЗЮЦУ
ТАНТО:ДЗЮЦУ - это собирательный термин для стилей, школ и методов ведения боя с ножом. Однако следует заметить, что этот термин очень редко использовался средневековыми РЮ:ХА. ДЗЮ:ДЗЮЦУ РЮ:ХА, которые появлялись в самом начале периода БАКУФУ ТОКУГАВА(ы), в основном состояли из приёмов, родившихся на поле боя. Кинжалы и короткие мечи использовались для ЁРОЙ КУМИУТИ (где первый иероглиф "доспехи, латы", второй иероглиф "команда, объединение, комплект"... для каратистов - это первый иероглиф в слове КУМИТЭ..., и третий иероглиф "удар"... один в один как в МЭН-УТИ), что означало "борьба в доспехах" (причём, как правило, лёжа). БИ, которые плотно рассматривали ЁРОЙ КУМИУТИ - назывались КОГУСОКУ КОСИ НО МАВАРИ (или иногда сокращённо просто КОГУСОКУ) и реже ЁРОЙДО:СИ НО ДЗЮЦУ - в случае, если они тренировались только с ЁРОИДО:СИ и игнорировали другие типы кинжалов. Одной из самых старых школ ДЗЮ:ДЗЮЦУ, сохранивших традиции КОГУСОКУ, японоэнциклопедистами дружно считается ТАКЭНОУТИ РЮ.
Когда оппонент облачён в доспехи - количество зон для поражения на его теле резко сокращается. Таким образом - тренируя приёмы борьбы лёжа в доспехах, бойцы тренировались протыкать более уязвимые и слабые части доспеха, а также поражать горло, подмышки, сгибы локтей, внутреннюю часть ляжек, заднюю часть сгиба колена и лодыжки. Кинжалы держали как прямым, так и обратным хватом. И некоторые школы предпочитали использовать обоюдоострые лезвия (МОРОХА). Жёны и дочери воинов тоже изучали использование кинжалов, которые они носили с собой для самозащиты и самоубийства путём перерезания ярёмной вены на шее (с целью предотвращения позора отца семейства, если их схватят и(или) изнасилуют). Женщины с собой носили, как правило, КАЙКЭН или небольшой АЙКУТИ. КАЙКЭН обычно помещали в ФуТОКОРО (собсссссна, верхнее чтение этого иероглифа и есть КАЙ) - особую складку, которая на КИМОНО и являлась "пазухой". Иногда кинжал поменьше помещали в ТАМОТО (особо скроенная широкая часть рукава КИМОНО). Комплекс приёмов, специфически заточенных под КАЙКЭН, иногда так и назывался - КАЙКЭН-ДЗЮЦУ. В старо-древне-средне-вековщине на японщине была такая традиция, чтобы молодая девушка самурайскообразного сословия, когда выходит замуж, как часть приданого приносила в семью мужа особый амулет, который назывался ОМАМОРИТО: (где первый иероглиф вообще значит "управлять", но в сочетаниях является префиксом или суффиксом, указывающим на принадлежность к синтоистскому культу, а второй иероглиф "защищать, охранять, наблюдать, нянчить"; вместе они прям так и переводятся как "амулет, оберег"), который предназначался для использования ВМЕСТО развода.
А вообще - интереснейший парадокс. Слово ФуТОКОРОГАТАНА, которое записывается теми же иероглифами, что и КАЙКЭН - в современном японском языке означает "тайный союзник, последняя надежда, последняя опора". Из хорошо известных и существующих до сих пор школ БИ - как минимум две - имели специальные тренировочные комплексы для обучения женщин владению ТАНТО: - это ТЭНДО РЮ: и ДЗИКИСИНКАГЭ РЮ: . Причём ДЗИКИСИНКАГЭ РЮ: имеет специальные женские КАТА с ножом. Если рассмотреть исторически разные периоды истории развития разных школ ТАНТО:ДЗЮЦУ - древние и старые школы, такие как ТАКЭНОУТИ РЮ, СЭКИГУТИ РЮ, ХО:КУ РЮ, и ЯГЮ: СИНГАН РЮ - делали упор больше на атаку и меньше на защиту ножом.
о время середины и конца периода БАКУФУ ТОКУГАВА(ы) всё больше и больше стали изготавливать недорогие ножи с более хрупкими лезвиями, такие, как КАЙКЭН и небольшой АЙКУТИ, потому как с уходом из жизни практики постоянного ношения внешних и внутренних доспехов - изменились приёмы для использования ножа и требования к конструкции рукояти и лезвия. Вместе с этим стали появляться новые РЮ:ХА, например ТЭНДЗИН СИН Ё: РЮ, которые в основном отрабатывали пассивные комплексы приёмов защиты. Во многих школах тактика работы с ТАНТО: во многом была направлена на "контру от контры", и много усилия уделялось на развитие навыка нанесения серьёзных повреждений оппоненту, пытающемуся обезоружить "тебя" и выхватить (выбить, вывернуть) нож из "твоей" руки.
Из-за обилия приёмов по обезоруживанию человека с ножом и постоянного роста этого навыка у опытных бойцов, БУГЭЙСЯ , по той или иной причине предпочитающие нож, стали дополнять его (и себя) всевозможными хитрыми обвесами и причиндалами, о которых мы будем говорить детально в частях и главах раздела, посвящённого КАКУСИБУКИ . Из-за необходимости много тренироваться с оружием в парах всё больше и больше ДЗЮ:ДЗЮЦУ РЮ:ХА стали использовать "безопасные" модельки ТАНТО:, такие как БОКУТАНТО: (где первый иероглиф "дерево") и СЁ:ФУКУРОСИНАЙ (где второй иероглиф "мешок", третий иероглиф "бамбук"). ТАНТО:, как правило не использовали для кидания.
http://bugeisha.ru/aiki/coldjapweap5.shtml
посмотрите на длину "ножа"... перочинный нож под латы))) смешно)