ЗЕРКАЛО

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Города и Страны » Москва.


Москва.

Сообщений 81 страница 100 из 117

81

Храм Святителя Николая – покровителя путешественников, мореходов, рыбаков, торговцев и ремесленников – центр Русского подворья. Cамый высокий православный деревянный храм в Москве (высота 42 м). Освящен в 2004 г. и передан подворью Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы. Русская Православная Церковь отмечает День памяти Святителя Николая 19 декабря.

http://allo495.ru/uploads/images/1825989.jpg

0

82

Ислам в Москве

СТОЛИЦА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - "ТРЕТИЙ РИМ" ИЛИ "ВТОРАЯ МЕККА"? 

Знаете ли Вы, что мусульманское население Москвы равно числу жителей Мекки? Что Юрий Долгорукий был приглашён в этот город волжским булгарином Кучкой? Что своим расцветом Православная Церковь московского периода обязана политике золотоордынских ханов?

Свернутый текст

Читайте об этом статью Фарида Асадуллина из газеты "Всё об Исламе". 

ИСЛАМА СЛЕД В ИСТОРИИ МОСКОВИИ



     Первое знакомство Москвы с Исламом было вызвано развитием международных торговых связей Руси с арабо-мусульманским миром, а также сушествованием знаменитого пути "из варяг в греки". Об этом свидетельствуют археологические находки на территории Москвы и вокруг нее в виде кладов арабских дирхемов, относящиеся к VII—IХ вв., что по времени совпадает с эпохой активного распространения Ислама и становления Халифата в новых границах, включая его северные окраины –Дербент и Хорезм. Можно с большой уверенностью утверждать, что именно арабские серебряные дирхемы, являвшиеся в то время в международной торговой практике, своего рода "твердой валютой", послужили основой складывающегося русского денежного обращения. Первое упоминание Москвы, согласно Ипатьевской летописи, относится к 1147 г., когда она была небольшим укреплением в юго-западной части Владимиро-Суздальского княжества и входила в имение боярина Кучки. Кучково, располагавшееся в районе современной Сретенки, долгое время носило название Кучкова поля. Непривычное для русского уха "Кучка", по всей вероятности, восходит к словам тюркского корня "кучюк"–"маленький, небольшой" или, как и имя Кучум, к "кучу”–”перемещение, переезд, кочевье”. Надо заметить, что в то время между Владимиро-Суздальским княжеством и Волжской Булгарией в силу географической близости и постоянно расширяющихся торговых связей происходила активная миграция людей, следствием чего были, в частности, смешанные браки и увеличение числа лиц "булгаро-славянской национальности". Из их числа, с большой долей вероятности, был и обрусевший Стефан (Степан) Иванович Кучка. Почему же лавры основателя Москвы достались одному Юрию Долгорукому, захватившему, согласно летописным данным, имение Кучки и жестоко убившему боярина, до сих пор остается одной из загадок отечественной истории. Ответ, возможно, кроется в том, что окончательная "редакция" древнерусской истории происходила уже в позднем средневековье, когда восторжествовала мессианская идея “Москвы - третьего Рима” и боярин с азиатской родословной не очень подходил на роль основателя будущей столицы. Существенным дополнением к этому историческому сюжету является то, что тюркские корни прослеживаются не только у боярина Кучки, но и у Андрея Боголюбского - сына Юрия Долгорукого и половчанки. Таким образом, первые упоминания о Москве говорят о том, что она с момента основания была городом, соединявшим две изначально присущие ему духовно-культурные традиции: одну, восходящую к Исламу и, прежде всего, к принявшим его волжским булгарам, другую – к христианству византийского образца, которое в силу исторического выбора стало религией большинства населения города. 

     Вхождение в середине ХIII в. Владимирского и других княжеств Северо-Восточной Руси в Золотую Орду ("Улус Джучи") открыло новый период в истории Москвы. Именно в "татарский период" начинается постепенное возвышение Москвы как стольного города и укрепление, в целом, Московского княжества. Самой верной оценкой этого исторического периода являются слова русского историка ХIХ в. Н. М. Карамзина: "Москва... обязана своим величием ханам". Чтобы понять их истинный смысл, необходимо вспомнить, с каким политическим багажом подошла Русь к новому историческому рубежу: период с сер. ХII по нач. ХIII вв. прошел в череде кровавых междоусобиц удельных князей за право называться великим князем. Ханская власть, если и не смогла остановить сразу эти распри, то, по крайней мере, постаралась взять ситуацию под свой жесткий контроль и ввела новые государственно-административные порядки: строгое и неукоснительное подчинение всех и вся "царю татарскому".   

     Не идеализируя Орду, отметим, что именно при чингизидах были заложены все необходимые предпосылки образования будущего российского государства, основой которого стало Московское княжество. 

     С установлением между Ордой и Русью отношений вассальной зависимости, важной составляющей чего был сбор дани, роль удельных князей стала заключаться прежде всего в умении любым способом доказать свою лояльность ханскому двору. В этом больше других преуспели сыновья первого московского князя Даниила: Юрий (1281–1325) и сменивший его Иван (1282–1340), прозванный Калитой. Претензиям князя Юрия на право быть приближенным к Орде во многом помог выгодный брак с сестрой хана Узбека Кончакой в 1317 г., благодаря чему он был удостоен великокняжеского ярлыка–особого разрешения хана на правление. Его брат, князь Иван (Иван I) ценой активного и, главное, заинтересованного участия в подавлении взбунтовавшейся в 1328 г. против ханских наместников Твери еще более закрепил московские позиции в ордынской столице Сарае, фактически став главным сборщиком дани по всей Руси. Это означало, что Москва как второй по значению после Сарая политический центр отныне приобрела монопольное право основного партнера и союзника Орды на Руси. За два года до этого, в 1326 г, произошло другое важное событие, значение которого в православной литературе пока не получило адекватной оценки: при митрополите Феогносте, получившем ханский ярлык, Москва становится также церковной столицей формирующегося государства, что положило начало самостоятельности церкви на московской земле. 

     "Величие ханов" в этот исторический период проявилось и в веротерпимости,– явлении совершенно нетипичном, скажем, для средневековой Европы, которая в это время переживала расцвет инквизиции. Орда, где по ясе Чингиз-хана была фактически узаконена полная свобода вероисповедания, защищая религиозные интересы всех своих подданных, не стремилась к распространению среди славянских вассалов Ислама, ставшего в период правления самого могущественного ордынского хана Узбека (1312–1342) государственной религией.  В "татарской Московии" (так иногда именовали Московскую Русь) социальная престижность всего ордынского, в том числе прямо или косвенно связанного с Исламом, имела едва ли не абсолютный характер. Это нашло отражение в организации военного дела, фискальной системы, дипломатического протокола, в некоторых манерах поведения, деталях быта и одежды (типичный пример–скроенная по восточным образцам знаменитая шапка Мономаха), а также в известной практике обучения княжеских детей ордынскому политесу, включая язык, в Сарае при ханском дворе. За два с половиной века ордынского правления Русь, как показывают факты, не столько потеряла, сколько приобрела необходимый ресурс для дальнейшего развития самобытной культуры. Не будет преувеличением сказать, что мусульманская Орда стала в значительной мере "повивальной бабкой" будущего российского государства. 

     История Москвы сумела сохранить названия улиц и поселений тюрко-мусульманского происхождения. Это прежде всего Балчуг, старейшая московская улица рядом с Кремлем, не менее известные Арбат, Таганка, Ордынка, Китай-город, Измайлово, Басманная улица, Большой и Малый Толмачевские переулки, Большой и Малый Татарские переулки, Кадашевская набережная, Татарово (на территории нынешнего района Крылатское) и другие. В ордынский период в Москве были заложены каменные здания соборов и монастырей, начал складываться ансамбль современного Кремля. О собственно исламских формах религиозной жизни средневековой Москвы в ордынский период из-за отсутствия сохранившихся документальных данных можно судить лишь опосредованно, исходя из предположения "где есть мусульманская община, там существует поклонение Аллаху". Во всяком случае, наличие в столице большого числа ханских подворий (посольств) и дворов, находившихся как внутри Кремля (например, основанный в 1365 г. Чудов монастырь, где располагалась резиденция ханских послов), так и за его пределами–в Зарядье, Замоскворечье, селах Измайлово и Татарово, дает основание говорить, что ордынская элита, даруги–ханские наместники, ("градоначальники"), ханские посланники и их толмачи, мурзы, баскаки и купцы–должна была по определению регламентировать свой каждодневный жизнепорядок согласно известным предписаниям собственного вероучения. Социальная престижность всего ордынского, в том числе и связанного с Исламом, имела в то время едва ли не абсолютный характер, поэтому можно предположить, что проблем с возведением и деятельностью мечетей в Москве и в Улусе в целом–стационарных или более привычных для кочевников шатровых–в принципе не существовало. К тому же согласно исламскому вероучению молитвенное пространство для мусульманина– это любое ритуально чистое место под открытым небом... 

     Своеобразным символом тюрко-славянского и одновременно мусульмано-христианского духовного сотрудничества является уже упомянутый Чудов монастырь, к истории возведения которого в равной степени причастны хан Джанибек ибн Узбек и митрополит Московский Алексий (ум. 1378). Между ними, согласно летописным данным, установились в чем-то показательные для представителей московско-ордынской элиты того времени, теплые и даже доверительные отношения. Оба они являли собой пример веротерпимости и присущего духовно развитым людям чувства сострадания. О хане Джанибеке, время правления которого современники называли образцом государственной стабильности и порядка в Улусе, сохранилась небольшая, но очень лестная для ордынского сановника такого ранга летописная характеристика: "Был сей царь Джанибек Узбякович добр ко христианству... и много льгот сотворил земле русской". О митрополите Алексии известно куда больше. Будучи главой церкви в Московском княжестве и фактически управляя послушной ему Боярской думой, он силой своего авторитета многое сумел сделать для развития московско-ордынских отношений.  Имея охранную грамоту для безопасного проезда в Орду и Царьград (Стамбул) и выполняя различные дипломатические миссии, он многократно бывал в ставке хана Джанибека и там, вероятно, познакомился с любимой женой хана Тайдулой, которая страдала болезнью глаз. Летописи пишут, что митрополиту Алексию удалось исцелить ханшу от слепоты. Вся Орда во главе с ханом Джанибеком, рассказывает летописец, была обрадована и потрясена этим чудом. В благодарность хан подарил исцелителю принадлежавший ему небольшой участок земли в Кремле (по одной из версий там раньше находился конюшенный двор Джанибека), на месте которого в память о чуде излечения ханши был со временем построен Чудов монастырь. 

     Согласно русским летописям на протяжение нескольких столетий Москву посещали и в ней жили представители мусульманского духовенства. Это была особая, привилегированная социальная прослойка, которая в силу своего образования и статуса помимо религиозной деятельности активно участвовала в государственных делах и, прежде всего, в регулировании московско-ордынских отношений. При этом обычной практикой было "шерт на Куране“ (араб. шарт –”условие, положение”), т.е. скрепление международных договоров высоким авторитетом Священного исламского писания. 

     Знание и опыт таких образованных мусульман были востребованы не только в Орде, но и в Москве, где из их числа сформировалось особое сословие служилых татар. Известными фамилиями татарского происхождения буквально пестрит российская история, напоминая ставшее хрестоматийным изречение Ивана Тургенева: "Поскреби любого русского, обнаружишь татарина". 

Фарид Асадуллин

Газета "Всё об Исламе", №3, 2002 

0

83

МЕЧЕТИ В МОСКВЕ

ИСЛАМСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР
Адрес: М. ТАТАРСКИЙ ПЕР., 5
Телефон: 951 8856

МЕЖДУНАРОДНАЯ ИСЛАМСКАЯ МИССИЯ
Адрес: ОСТОЖЕНКА УЛ., 49
Телефон: 247 1508, Ф. 246 7456

МЕЧЕТЬ МЕМОРИАЛЬНАЯ НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ
Адрес: МИНСКАЯ УЛ., 26
Телефон: 142 1938

МЕЧЕТЬ МОСКОВСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ
Адрес: Б. ТАТАРСКАЯ УЛ., 28, СТР. 1
Телефон: 951 8448

МЕЧЕТЬ МОСКОВСКАЯ СОБОРНАЯ
Адрес: ВЫПОЛЗОВ ПЕР., 7
Телефон: 281 3866

МЕЧЕТЬ ЯРДЯМ
Адрес: ХАЧАТУРЯНА УЛ., ВЛ. 8
Телефон: 903 6088

МУСУЛЬМАНСКОЕ ОБЩЕСТВО БАЙТ-АЛЛАХ ПРИ МОСКОВСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ МЕЧЕТИ
Адрес: Б. ТАТАРСКАЯ УЛ., 28, СТР. 1
Телефон: 951 8448

РЕЛИГИОЗНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ МУСУЛЬМАН МИНАРЕТ
Адрес: КУЛАКОВА УЛ., 24, К. 1
Телефон: 750 5306

0

84

Московские мечети

Хайретдинов Дамир, историк, директор информационного отдела Исламского Конгресса России, Москва

Согласно высказыванию Пророка Мухаммада (с.а.в.), "вся земля есть мечеть". Смысл этого высказывания не понятен, если не знать о том, что значит слово "мечеть". Это слово по-арабски звучит как "масджид", что значит "место, где совершаются поклоны, или где молятся - делают саджда". Так как, согласно вероубеждению мусульман, все что есть на Земле - растения, животные, неживая природа, все виды материи и энергии - включая и человека - восхваляют своего Создателя, Творца всего сущего в этом и иных мирах, то тогда, очевидно, что всякое пространство Вселенной и есть "место для поклонения Всевышнему Господу".

Свернутый текст

Мечеть, как таковая, была впервые в истории Ислама построена Пророком Мухаммадом (с.а.в.) в местечке Куба - в то время, когда Пророк и его друг Абу Бакр подъезжали к Медине, гонимые своими соплеменниками-язычниками из их родного города Мекки. После этого в самой Медине, рядом со своим новым домом, Пророк построил еще одну мечеть, ставшую одним из трех самых почитаемых и священных для каждого мусульманина мест в мире. Согласно хадису Пророка, эти три священных места - мечеть аль-Харам в Мекке, мечеть Пророка в Медине, и мечеть аль-Акса в Иерусалиме.

Мечеть первоначально не имела каких-либо архитектурных канонов. При возведении мечети необходимо соблюдать лишь несколько очень простых правил: это обеспечение пространства, где молящиеся параллельными рядами могли бы быть обращены лицом к Заветной мечети - Каабе - в Мекке. Далее - михраб - ниша в стене со стороны Мекки, где имам-предстоятель ведет службу; минбар - соборная кафедра для чтения проповедей; и, как правило, минареты, устремившиеся в небо, одним своим гордым видом придающие особую выразительность всему храму. "Минарет" переводится с арабского как "освещающий, маяк", и выглядит особенно выразительно, когда муэдзин - азанчы, или призывающий - мелодично и протяжно призывает верующих к молитве.

В Москве на сегодняшний день существуют четыре мечети. Прежде чем рассказать о них, хотелось бы немного осветить исторический фон появления и жизни мусульман в столице.

Разумеется, мусульмане, постоянно проживающие в Москве с начала XV в., не могли не иметь специального молитвенного помещения, так как, согласно шариату, им необходимо было собираться как минимум один раз в неделю - в пятницу, для совершения совместного намаза. Однако, как уже было сказано, совсем необязательно, чтобы это помещение имело минарет с полумесяцем и другие атрибуты собственно мечети - достаточно, чтобы место было просторным и ритуально чистым, и имелся бы ориентир в сторону Мекки. Следовательно, даже если у мусульманской общины нет разрешения властей на строительство мечети, они вполне могут довольствоваться и малым - хотя бы даже отдельным залом или комнатой в частном доме.

Первый молельный дом для мусульман в Москве, в Татарской слободе, появился в XVI в. Однако в 1649 г. царь Алексей Михайлович специальным указом упразднил все иноверческие (т.е. неправославные) храмы и выселил большинство жителей Татарской слободы на дальние московские земли. Согласно некоторым сообщениям, небольшая по размерам деревянная мечеть была построена в 1782 г. при дворе князя Султан-мурзы Сименея и просуществовала до начала XIX века; затем они обветшала и была разобрана. В 1805 г. председатель Оренбургского духовного собрания муфтий Мухамеджан Гусейнов ходатайствовал перед московским генерал-губернатором А.Беклемишевым о строительстве каменной мечети в Москве.

За активное участие и героические подвиги татар в Отечественной войне 1812 г. по указу императора Александра I мусульмане получили право построить мечеть в Татарской слободе, на участке купца 1 гильдии Назарбая Хамолова. Это разрешение было получено в 1813, или 1823 г. (сама мечеть была построена в 1858 г.). Первоначальный вид строения мало напоминал мечеть и ничем не выделялся от соседних особняков; только после перестройки ее в 1882 г. и возведения минарета и купола здание приобрело вид мечети. Мечеть перестраивалась и в 1914 г., по проекту архитектора П.Ивницкого.

В дальнейшем число татар, как и других мусульман, постоянно увеличивалось. Так, если в середине XIX века (1855) мусульманская община Москвы насчитывала всего 330 человек, то уже в 1900 г. их число составило 7280 чел., а в 1907 г. - 13650 чел. Они селились теперь не только в Замоскворечье, но и на Сретенке, Мещанке, в Марьиной роще и т.д. Постепенно, в более поздние времена, мусульмане стали проживать также в центре и северной части города. С 1894 г. представители татарской общины Москвы просили разрешить постройку новой мечети. Только в 1903 г., после убедительных ходатайств московского купца Бакирова и касимовского купца Акбулатова прошение было удовлетворено. Проект мечети был утвержден в начале июня 1904 г. и уже 27 ноября того же года в мечети состоялось первое богослужение. Одним из наиболее заметных финансистов, на средства которого строилась мечеть, был московский купец Салих Ерзин - один из самых богатых людей Москвы того времени.

После революции татарское население Москвы сначала резко сократилось (с 10 тысяч в 1912 г. до 2 тысяч в 1920 г.), затем так же резко увеличилось (в 1923 - уже 12 тысяч) и затем постоянно росло, в основном за счет миграции в Москву казанских татар и мишарей из различных регионов России. Число других мусульманских народов оставалось незначительным вплоть до конца 1980-х гг. и увеличивалось в то время крайне медленно. В 1920-х гг. новое правительство разрешило открытие в Москве нескольких татарских культурных учреждений, в т.ч. школы, типографии, библиотеки (все размещались в "доме Асадуллаева", рядом с Исторической мечетью в Замоскворечье).

В 1930-х гг., в ходе антирелигиозной кампании, было закрыто большинство храмов и религиозных учреждений всех конфессий по всему Советскому Союзу, в т.ч. и в Москве. Была закрыта мечеть в Замоскворечье (1936), а "дом Асадуллаева" был реквизирован (1941). Мечеть в Замоскворечье использовалась различными организациями, в т.ч. военкоматом; в частности, именно оттуда призывался в армию будущий мэр Юрий Лужков. Мечеть в Марьиной роще (на Проспекте Мира), находившаяся под жестким контролем органов госбезопасности, вплоть до конца 1980-х гг. оставалась единственным мусульманским храмом во всей Центрально-Европейской России.

Начало религиозного возрождения в России относится к концу 1980-х-началу 1990-х гг. В 1994 г. после реставрации была открыта возвращенная мусульманам Историческая мечеть в Замоскворечье. В 1997 г. открылась третья мечеть в Москве, в районе Отрадное. В 1995-97 гг. была построена Мемориальная мечеть на Поклонной горе, одна из самых красивых во всей Центральной России, ставшая четвертой мечетью столицы.

Мечеть служит для мусульман не просто местом молитвы, но и культурным, и образовательным центром. Здесь проводятся занятия по Исламу, по арабскому, татарскому языкам; в истории нередки случаи, когда в мечетях собирались политические деятели Ислама. Одной из причин того, что Соборная мечеть в Москве никогда не закрывалась, является то, что в столицу СССР часто посещали иностранные делегации, в т.ч. из мусульманских государств, и правителям нашей страны нужно было не ударить лицом в грязь перед ними.

Посещение мечети является важным символическим действием для мусульман Москвы. В мировоззрении российского мусульманина в это действие вкладывается особое возвышенно-духовное чувство, связываемое с перипетиями истории Ислама в нашей стране. Разрушения мечетей воспринимались мусульманами не просто как святотатство, но как духовный знак, символизирующий приближение Ахир Заман (татарская фраза, составленная из арабских слов, означающая "Последние Времена" - перед Концом Света). Верующие стремились сохранить фрагменты здания разрушенной мечети, пряча отдельные кирпичики в чердачных помещениях своих домов.

О проблемах, связанных с посещением мечети в до-перестроечные годы, известно много; тем не менее, даже знаменитости из числа мусульман время от времени, рискуя своим положением, стремились в мечеть. Вот свидетельство футболиста с мировым именем Рината Дасаева: ":то ли в 1983-м, то ли в 1984-м я с родными сходил на праздник в мечеть, и меня там увидели. На следующий день вызвали "наверх" и начали промывать мозги: "Ты не можешь ходить туда. Тебя все знают. Завтра об этом напишут на Западе и сообщат по антисоветским радиостанциям. Чему ты учишь молодежь?": Я продолжал ходить в мечеть по праздникам, но осторожно, - чтобы никто не видел." Очевидно, "наверху" боялись "заразительности" примера знаменитого вратаря. Несмотря на репрессивные меры, мусульмане все равно считали своим долгом участие в праздничных намазах (рассматриваемых в шариате, согласно ханафитскому мазхабу, как ваджиб - обязательное действие, промежуточное между фарзом и сунной). В настоящее время в Соборной мечети и вокруг нее на праздники собираются до 16 тысяч верующих; по несколько тысяч человек посещают Историческую мечеть и мечеть в Отрадном; до тысячи - мечеть на Поклонной горе. Помимо собственно чтения намаза, люди отдают милостыню (садака) на нужды данной мечети, старикам и немощным.

В последние годы, подражая христианам, мусульмане посещают мечеть и в случаях бракосочетания и для проведения похоронного намаза. Если второй случай можно обосновать, с точки зрения правил шариата, желательностью чтения джаназа как можно большим числом верующих, то совершенно необязательным является чтение никяха именно в мечети. В любом случае, при критическом подходе к данному явлению, можно найти и отрицательные стороны (несоответствие шариату - очень серьезная оценка любого действия), и положительные: так проявляется отмеченный выше исламский символизм секуляризированных мусульман России, стремление к самоидентификации с культурой и религией своих предков.

0

85

Католические костелы

http://mosday.ru/photos/87_19.jpg

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ЛЮДОВИКА
Адрес: М. ЛУБЯНКА УЛ., 12
Телефон: 925 2034


http://www.biz.msk.ru/album/bizphoto/050910/gruz0008.jpg
РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКИЙ КОСТЕЛ НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТИЯ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ
Адрес: М. ГРУЗИНСКАЯ УЛ., 27/13
Телефон: 252 3911

Находится по адресу Малая Грузинская улица дом 27. Построен в 1897—1911 гг. по проекту архитектора Ф.О. Богдановича, костел представляет собой традиционный вариант римско-католической церкви и поражает своей красотой и монументальностью.
Костел был закрыт в 1931 г. Вовремя Великой Отечественной войны в костел попала бомба, повреждения были не очень значительны. В дальнейшем здание костела использовалось под складские помещения. В 1992 г. костел был передан польской католической общине Москвы.

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКИЙ ПРИХОД СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА
Адрес: МИЛЮТИНСКИЙ ПЕР., 19, КВ. 18
Телефон: 925 2034

Кирха-евангелическо-лютеранская церковь апостолов Петра и Павла
находится по адресу Старосадский переулок дом 7. Церковь эта была основана в 1817 г.
 
Здание было построено в 1903—1913 гг. архитектором В.А. Коссовым по проекту английского архитектора В.Ф. Валькота. После Октябрьской революции кирха была закрыта и в ней располагались различные учреждения. Внутри здание было существенно перестроено: снесен высокий шпиль, венчавший здание. В настоящее время церковь Петра и Павла передана верующим.

Французский костел Святого Людовика

Расположен по адресу улица Малая Лубянка дом 12.

Костел был основан в 1791 г. Нынешнее здание, выполненное в стиле базилики, построено в 1827—1830 гг. по проекту архитекторов Д.И. и А.О. Жилярди.
В начале XX века при костеле был открыт французский лицей.
Костел Святого Людовика не был закрыт после Октябрьской революции, и служба в нем (правда, с весьма значительными перерывами) продолжалась. В 1992 г. костелу был передан весь комплекс зданий, принадлежавших ему до 1917 г., в том числе и здание лицея.

Англиканская церковь Святого Андрея

http://mosday.ru/photos/46_31.jpg
 

Находится по адресу Вознесенский переулок дом 8. Здание церкви, несмотря на то, что внутри было существенно перестроено, снаружи практически не пострадало. Церковь существует на этом месте с 1814 г. Нынешнее здание было построено в 1882-1884 гг. по проекту английского архитектора Р.К. Фримена.
Церковь была закрыта в 1920 г. В настоящее время церковь Святого Андрея передана верующим.

0

86

СИНАГОГИ И ОРГАНИЗАЦИИ

ЕВРЕЙСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭШ-А-ТОРА
Адрес: ПОКРОВСКИЙ Б-Р, 8, СТР. 2
Телефон: 917 9592

МОСКОВСКАЯ ЕВРЕЙСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОБЩИНА
Адрес: 2-Й ВЫШЕСЛАВЦЕВ ПЕР., 5А
Телефон: 289 2325

МОСКОВСКАЯ ЕВРЕЙСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОБЩИНА
Адрес: Б. СПАСОГЛИНИЩЕВСКИЙ ПЕР., 10
Телефон: 924 2424

МОСКОВСКАЯ ЕВРЕЙСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОБЩИНА В ОТРАДНОМ ДАРКАЙ ШАЛОМ
Адрес: НОВОВЛАДЫКИНСКИЙ ПР., 1
Телефон: 903 2218

МОСКОВСКАЯ ПЕРОВСКАЯ ЕВРЕЙСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОБЩИНА ШАМИР
Адрес: СВОБОДНЫЙ ПР-КТ, 37/18
Телефон: 370 0051

ОБЩИНА БУХАРСКИХ ЕВРЕЕВ
Адрес: Б. СПАСОГЛИНИЩЕВСКИЙ ПЕР., 10
Телефон: 924 2424

ОБЪЕДИНЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ИУДАИЗМА В РОССИИ
Адрес: ВСЕВОЛОЖСКИЙ ПЕР., 2, СТР. 2
Телефон: 201 3711

СИНАГОГА В МАРЬИНОЙ РОЩЕ
Адрес: 2-Й ВЫШЕСЛАВЦЕВ ПЕР., 5А 

http://www.rjews.net/hp/asya_entova/photo/russia/10i.jpg

Москва Синагога в Марьиной Роще
Телефон: 218 0001

СИНАГОГА В САЛТЫКОВКЕ
Адрес: БАЛАШИХИНСКИЙ Р-Н, ПОС. САЛТЫКОВКА, ЗОЛОТОПРУДНАЯ УЛ., 25
Телефон: 702 7018

СИНАГОГА МЕССИАНСКАЯ ШОМЕР-ЙИСРАЭЛЬ
Адрес: 9-Я ПАРКОВАЯ УЛ., 5, К. 3
Телефон: 165 9360

СИНАГОГА МОСКОВСКАЯ ХОРАЛЬНАЯ
Адрес: Б. СПАСОГЛИНИЩЕВСКИЙ ПЕР., 10
Телефон: 9242424

СИНАГОГА МОСКОВСКАЯ ХОРАЛЬНАЯ РАВВИНСКИЙ СУД
Адрес: Б. СПАСОГЛИНИЩЕВСКИЙПЕР., 10
Телефон: 923 4788, Ф. 956 7540

СИНАГОГА НА БОЛЬШОЙ БРОННОЙ
Адрес: Б. БРОННАЯ УЛ., 6
Телефон: 202 4530

СИНАГОГА НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ
Адрес: ПЛ. ПОБЕДЫ,3Е
Телефон: 148 1907

0

87

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В МОСКВЕ

АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ВОСКРЕСЕНИЯ
Адрес: СЕРГЕЯ МАКЕЕВА УЛ., 10
Телефон: 255 5019

АССОЦИАЦИЯ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ МУСУЛЬМАНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Адрес: ОСТОЖЕНКА УЛ., 49
Телефон: 247 1508

КОГРЕСС ЕВРЕЙСКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН РОССИИ
Адрес: Б. СПАСОГЛИНИЩЕВСКИЙ ПЕР., 10
Телефон: 924 2424

МОСКОВСКАЯ ПОМОРСКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ОБЩИНА
Адрес: ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ВАЛ УЛ., 25
Телефон: 963 2155

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ЦЕНТРАЛЬНОГО ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ БУДДИСТОВ В МОСКВЕ
Адрес: ОСТОЖЕНКА УЛ., 49
Телефон: 245 2289

СОЗНАНИЕ КРИШНЫ
Адрес: ХОРОШЕВСКОЕ Ш., 8, К. 3
Телефон: 945 5737

СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ МИТРОПОЛИЯ МОСКОВСКАЯ И ВСЕЯ РУСИ
Адрес: РОГОЖСКИЙ ПОС., 29
Телефон: 361 5193

0

88

http://www.moskva.ru/guide/churchs/hrhrspas.jpg

ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ 
ст. м. "Кропоткинская"

Свернутый текст

Еще недавно трудно было представить, что на том месте, где клубились пары бассейна "Москва", всего за два года вырастет пятиглавый исполин - надежда и чаяние России. Много было противников у этого грандиозного начинания, и все же вновь сияет над Москвой золотой купол храма Христа Спасителя.

Храм был возведен по указу императора Александра 1 в Благодарность Богу за спасение России в Отечественной войне 1812 года и в ознаменование победы русской армии над Наполеоном. Храм должен был стоять именно в Москве - она приняла на себя великие тяготы нашествия французской армии и стала огненной могилой Наполеона...

Из всех конкурсных проектов Александр 1 остановился на предложении архитектора Карла Витберга - построить трехъярусный храм с тремя престолами, освященными во имя Рождества Христова, Преображения и Вознесения Господня. Нижний Рождественский храм, по мысли архитектора, должен был стать усыпальницей погибших русских воинов. "Вы заставили говорить камни!" - воскликнул восхищенный император и повелел приступать к сооружению храма. Витберг хотел видеть свое детище в древнем московском Кремле, но Александр не разрешил трогать сердце Москвы и предло- жил, по его образному выражению, "корону Москвы" - Воробьевы горы. Там в октябре 1817 года и состоялась закладка первого храма Христа Спасителя. Однако после смерти Александра 1 все работы были остановлены из-за финансовых неурядиц: Витберга сослали в Вятку а его проект отвергли. Этот замысел не приняла и сама Москва - вскоре обнаружилось, что гора начала оседать...

Император Николай 1 не забыл об обете своего царственного брата построить в Москве храм во имя Христа Спасителя. Ему понравилась идея архитектора Константина Тона возвести пятиглавый храм в "русско-византийском" стиле, то есть в традициях древнерусского зодчества. В 1832 году государь утвердил его проект и приехал в Москву чтобы лично выбрать подходящее для такого исполина место. Николай 1 облюбовал живописный холм в районе древнего Чертолья, где с 1547 года находился Алексеевский женский монастырь. Отсюда храм был бы виден со всей Москвы, а соседство с древним Кремлем подчеркивало бы его глубокую духовную связь со всей русской историей. Император приказал перевести Алексеевский монастырь в Красное село под Москвой и немедленно приступать к строительству. Во время подготовительных работ в земле были обнаружены кости мамонта, и это сочли за предзнаменование, предвещавшее долголетие будущему храму.

     10 сентября 1839 года митрополит Филарет (Дроздов) совершил торжественную закладку храма Христа Спасителя. Он строился 44 года на добровольные народные пожертвования. Поистине вся Россия любовно вкладывала в него душу. Даже в самых бедных крестьянских семьях откладывали "копеечку" в кружку для сбора пожертвований на строительство общерусского храма. Его продолжали возводить и в самые нелегкие для страны годы.

Храм расписывали художники Г Семирадский, В. Суриков, Ф. Бруни, В. Верещагин, К Брюллов, И. Крамской. Скульпторы А. Логановский и А. Рамазанов выполнили замечательные горельефы на сюжеты из Ветхого Завета и русской истории. В обходной галерее помещались 177 мраморных плит с именами Георгиевских кавалеров и с описанием главнейших сражений 1812 года - храм стал настоящим музеем Отечественной войны, и его недаром называли "хранителем русской славы".

Уникальный иконостас был выполнен в форме восьмигранной шатровой часовни с главками наподобие собора Василия Блаженного. Огромное внутреннее пространство под куполом символизировало Красную площадь - центр Москвы и всей России, хранимой под сенью Христа Спасителя.

В мае 1883 года храм Христа Спасителя был освящен и с тех пор стал символом Москвы. Его идея была так глубока и так понятна русскому сердцу - он воочию напоминал, что Россия, не раз находясь на краю гибели в час страшных испытаний, была хранима Богом и спасалась от неминуемой гибели именно тогда, когда оставалась одна только Вера в спасение.

Со златоглавым наследием прошлого не могли примириться новые правители Кремля. Еще в 1924 году родилась идея разрушить этот храм, чтобы на его месте поставить памятник Ленину По личному распоряжению Сталина в 1931 году храм был предназначен к сносу для строительства на его месте "главного здания страны" - Дворца Советов по проекту архитекторов Б. Иофана, А. Щуко и Г. Гельфрейха. Храм должна была заменить гигантская башня, увенчанная колоссальной статуей Ленина. Общая высота сооружения составила бы 415 метров - оно должно было стать самым высоким не только в Москве, но и во всем мире.

"Общественное мнение" готовили несколько лет. Тогда развернулась настоящая травля храма Христа Спасителя: академики архитектуры публично клялись, что он не имеет художественной ценности и не является произведением искусства. Публицисты называли храм "ядовитым грибом" и "чернильницей". Специально созданный "Союз воинствующих безбожников" призывал скорее разрушить этот "памятник царизму", который навязал народу "несправедливую" и "ненужную" войну 1812 года. В общем потоке откровенной лжи и брани тонули одинокие голоса тех, кто пытался остановить преступление.

В полдень 5 декабря 1931 года храм Христа Спасителя погиб. Но прежде два раза прогремели мощные взрывы, а он продолжал стоять почти неповрежденным. Тогда, по легенде, московские старушки, прощавшиеся с храмом на другом берегу Москвы-реки, радостно перекрестились и предсказали, что ничего другого, кроме храма, не будет стоять на этом месте. Народная молва приписывала третий, последний взрыв Лазарю Кагановичу - шептались, что он собственноручно повернул рычаг взрывателя со словами: "Задерем подол России-матушке!"

Мрамором из храма выложили станции метро "Кропоткинская" и "Охотный ряд", скамейки из благородного камня украсили станцию "Новокузнецкая". Часть плит с именами героев Отечественной войны раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий.

От "чуда-дворца" Москву спасла Великая Отечественная война. В ее огненном чистилище воскресло национальное самосознание России, и время монументальных монстров кануло в Лету Строительство Дворца Советов было прекращено.

Вместо него в 60-х годах построили невыразительный Дворец съездов в Кремле, а на месте котлована с заложенным "на века" фундаментом, в 1958 году появился открытый бассейн "Москва". Клубящийся пар, поднимавшийся над огромной чашей бассейна, напоминал старожилам очертания храма Христа Спасителя...

http://allo095.ru/uploads/images/1147432.jpg

1989 года идея восстановления храма Христа Спасителя исподволь, как травинка сквозь асфальт, пробивалась из глубин народного сознания через каменную толщу десятилетий атеистического воспитания... На нее сразу же обрушилась целая лавина возражений, но в сквере у бассейна "Москва" в самом начале 90-х годов появился деревянный крест и ящик для сбора новых добровольных пожертвований. Эта идея казалась еще утопией, когда в ноябре 1994 года Архиерейский собор Русской Православной Церкви принял решение о восстановлении храма. 7 января 1995 года в праздник Рождества Христова состоялась закладка вновь воссоздаваемого храма Христа Спасителя и фантастическая мечта стала реальностью...

0

89

ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ МОСКВЫ.

Храм зачатия праведной Анны, "что в углу"
Москворецкая наб., 3, т. 298 3398  М. "Китай-Город".
Богослужение по воскр. и праздн. в 8.30 утра - утреня и Литургия.
Небольшой каменный храм построен в углу Китайгородской стены (отсюда название) во 2-й четверти 16 в., по некоторым данным - в 1493 г.. Сильно перестраивался. В 1920-х г. был закрыт, в 1960-х отреставрирован с возвращением архитектурных форм 16 в. Возвращен церкви и освящен в 1994 г. Входит в состав патриаршего подворья в Зарядье.

Храм святителей Афанасия и Кирилла (Воскресения Словущего) на Сивцевом Вражке
пер. Аксакова, 36 (ул. Мясковского, 18), т. 291 1689 М. "Кропоткинская"
По воскр. и праздн. - Литургия в 8 ч., всенощное бдение - в 17 ч., по субб. - утреня и Литургия в 8 ч..
Храм построен в 16 в. В конце 17 в. он был уже каменный, а в 1812 церковь сгорела. В 1815-1817, в 1837-1856 г. было построено новое здание церкви. Храм был закрыт в 1932 г., колокольня разрушена, здание использовалось под мастерские. В 1980-х г. после частичной реставрации храм был возвращен верующим и освящен в 1992 г.

Собор Благовещения Богородицы в Кремле
Кремль, Соборная пл. М. "Боровицкая", "Александровский сад"
Богослужения в храмах Кремля совершаются по благословению Святейшего патриарха в великие праздники и дни памяти святителей Московских.
Собор построен в 1484 - 1489 г. псковскими мастерами на фундаменте старого храма постройки 1395 г., сгоревшего в 1475 г. Расписан в 1508 г. Иконостас предпол. расписан Феофаном Греком, препод. Андреем Рублевым, Прохором с Городца. Собор Благовещения был домовым храмом московских великих князей, до 20 в. настоятель собора был духовником царской семьи. В 1918 г. все храмы Кремля были закрыты.

Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах
Барашевский пер., 8/2, т. 917 9389 М. "Чистые пруды", трам. 3, 39, м. "Китай-Город", тролл. 25, 45, 83.
По субб., воскр. и праздн. в 8 ч. утреня и Литургия, накануне в 17.30 - вечерня, молебен.
Известен с 1476 г. как храм "Введения под сосенками". Ныне существующий каменный храм в стиле раннего барокко построен в 1698- 1701 г. на средства поместного приказа. Храм был закрыт в 1932 г. и приспособлен под заводской цех. Некоторые иконы этого храма находятся в Третьяковской галерее. Храм возвращен верующим в 1993 г.

Собор Богоявления бывшего Богоявленского монастыря на Никольской
Богоявленский пер., 2 М. Площадь революции.
Богослужение ежедн. - утреня и Литургия в 8.30 (кр. понед. и втор.), по праздн. - Литургия в 9.30, накануне - в 18 /зимой - в 17/ ч..
Каменный собор был построен в 1693-1696 г. В 1929 г. был закрыт, использовался под склад, жилье. В 1991 г. возвращен Церкви и освящен.

Храм равноапостольного князя Владимира в Старых Садах
Старосадский пер., 11, стр. 2 М. Китай-Город, выход к ул. Солянка
Богослужение по воскр. и праздн. в 9 ч., накануне - в 18 /зимой в 17/ ч..
При храме действует воскресная школа и братство, учредившее православную гимназию, детский сад, издательство. Храм в великокняжеских садах впервые упоминается в духовной грамоте великого князя Василия I в 1423 г. В 1514-1516 г. был построен каменный храм (зодчий Алевиз Новый). В 17 в. храм перестраивался. В 1933 г. был закрыт и приспособлен под учреждения, в 1970-1980-х г. - отреставрирован. Богослужения возобновлены в 1991 г.

Храм Вознесения Господня на Никитской (Малое Вознесение)
Б. Никитская (б. Герцена) ул., 18 М. "Арбатская", "Охотный ряд", "Пушкинская", тролл. 15, 31.
По пятницам, воскр. и праздн. - Литургия в 10 ч., накануне всенощное бдение в 17 ч.. По пон. в 10 ч. молебен с акафистом Иоанну Предтече.
Деревянный храм в слободе поселенцев из Новгорода и Великого Устюга известен с 16 в. В конце 16 в. построен каменный храм, который позже отстраивался заново после пожара и перестраивался. В 1930-х г. был закрыт и перестроен под общежитие, мастерские. Богослужения возобновлены в июне 1992 г.

Храм Вознесения Господня в Сторожах у Никитских ворот (Большое Вознесение)
Б. Никитская (б. Герцена) ул., 36. М. Пушкинская, Арбатская, тролл. 15, 31; м. Краснопресненская, тролл. 5.
Деревянный храм на этом месте впервые упоминается в 1619 г., впоследствии он заменен каменным. Ныне существующий храм построен в 1798- 1816 г. В 19 - 20 в. храм, обладавший прекрасной акустикой, был приходом московской интеллигенции. Здесь венчался А.С. Пушкин в 1831 г., отпевали М.С. Щепкина в 1863 и М.Н. Ермолову в 1928, свою последнюю службу за два дня до смерти совершил Святейший Патриарх Тихон. В 1931 г. храм был закрыт, колокольня разрушена, в помещении размещался производственный цех, затем - концертный зал. Богослужения возобновлены в 1990 г.

Храм Воскресения Словущего (апостола Филиппа) на Арбате
пер. Аксакова, 20. М. "Арбатская", между переулком Сивцев Вражек и М. Афанасьевским переулком.
     Основание храма связано с именем святителя Филиппа, митрополита Московского. Ныне существующий храм построен стольником Иваном Косьминым и освящен в 1688 г. во имя апостола Филиппа. В 1818 г. храм стал подворьем Иерусалимского патриархата и в 1819 г. был переосвящен в честь Воскресения Словущего. В 19 в. храм был сильно перестроен. В 1920-х г. подворье было закрыто, однако храм не закрывался. С 1930-х г. в нем служил известный протодиакон Михаил Холмогоров. В 1989 г. восстановлено подворье.

Кафедральный собор Богоявления в Елохове с крестильным храмом Василия Блаженного
Елоховская ул., 15 М. Бауманская, тролл. 22, 25, авт. 40, 152.
Село Елох с храмом было известно с 14-15 в. Нынешнее здание собора было построено в 1835-1845 г. (арх. Е. Тюрин). Храм не закрывался. В середине 1930-х г. после разрушения Богоявленского храма в Дорогомилове, служившего патриаршим собором, в Елоховский храм была перенесена кафедра патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), впоследствии патриарха. В 1944 г. он был погребен в Никольском приделе собора.

Храм мученика Андрея Стратилата в бывшем Андреевском монастыре
Андреевская наб., 2. М. Ленинский проспект, далее пешком. М. Октябрьская, авт. 111, тролл. 4, 7, 33, 62, 84.
По субб. и малым праздн. - утреня, Литургия в 8 ч., по воскр. и великим праздн. - Литургия - в 8.30, накануне - всенощное бдение в 17 ч.
Храм построен в 1675 г. в память о победе русского воинства над крымскими татарами.

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке
1-й Тружеников пер., 8. М. Смоленская, Спортивная, авт. 64, 132, ост. "Ул. Бурденко".
Храм построен в 1658 г., перестраивался в 18 и 19. В 1920-х г. был закрыт, приспособлен под жилье, а затем под производственное помещение. Богослужения возобновлены в 1992 г.

Храм Вознесения Господня на Гороховом поле
ул., Радио, 2. М. Курская, авт. 78, трам. 24, м. Бауманская, любым трам. до ул. Радио, м. Красные ворота, тролл. 24.
Известен с начала 17 в. Ныне существ. храм построен в 1790-1793 г. (арх. М. Казаков) и является памятником архитектуры раннего классицизма. В 1935 г. храм был закрыт, его занимали мастерские, типография, затем выставочный зал, производственные цеха. Богослуженя возобновлены в 1993 г.

Храмы Успения Богородицы и Воскресения Словущего в Крутицах
ул. Крутицкая, 13 М. Пролетарская.
Храм построен в 1682-1689 годах. Здания Крутицкого подворья реставрировались знаменитым арх.м П. Барановским.

Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами
ул. Б. Серпуховская, 24. М. Серпуховская, м. Добрынинская
Каменный храм на месте существовавшего раньше деревянного строился в 1696-1709 годах на средства царевича Алексия Петровича, после казни которого строительство было заброшено. Достроен и освящен в 1762 г. В 1930 г. храм был закрыт, колокольня снесена, внутри размещены госучреждения. Возвращен церкви и освящен в 1991 г. Отреставрирован. Рядом с храмом открыт церковный детский приют.

Храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище.
ул. Сергея Макеева, 15. М. Улица 1905 г., трам. 23, тролл. 5, 35
Богослужение ежедн., в 8.30 утреня (кр. субб.) и Литургия, в пятн. утреня с поминовением усопших в 17 ч., по воскр. и великим праздн. - Литургии в 7 и 10 ч., накануне - всенощное бдение в 17 ч.. Храм открыт в течение дня.
Слобода была заселена со второй половины 17 в., кладбище было открыто в 1771 г. во время эпидемии чумы, а храм построен на месте более древнего храма в 1824 г. (арх. А. Григорьев). Храм не закрывался. С 1920-х г. по 1944 год он находился в руках обновленцев.

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке
ул. Неждановой, 15/2. Тверская, Пушкинская, тролл. 12, 20, м. Охотный ряд.
Храм определен местом постоянного служения в Москве митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому Питириму (Нечаеву). Богослужение ежедневно - утреня и Литургия в 9 ч., вечерня в 18 ч., по воскр. и великим праздн. Литургии в 7 и 10 ч., по малым праздн. Литургия в 9 ч., накануне всенощное бдение в 18 ч.
Впервые упоминается в 1548. Ныне существующий каменный храм построен в 1634. Не закрывался. Его прихожанами были многие выдающиеся русские артисты.

0

90

Большая Никитская. Церковь Большого Вознесения

Большая Никитская улица - возникла на месте "волоцкой" дороги из Великого Новгорода через Волоколамск в Москву, проходившей здесь в ХIV - ХVI вв. В 1565 - 1575 гг. на месте, где сейчас находится электроподстанция метро, стояла церковь Никиты, превратившаяся в конце ХVI века в Никитский женский монастырь. От монастыря улица получила название Никитская. Позднее, с появлением Малой Никитской улицы, она стала называться Большой Никитской. За время своего существования имела несколько названий. Нижняя часть улицы, от Охотного Ряда до Никитских ворот, обозначалась просто Никитской. Верхняя часть, до того как за ней закрепилось название Большой Никитской, называлась Царицынской - по двору царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I, находившемуся в Столовом переулке, а также Вознесенской - по церкви Большого Вознесения у Никитских ворот.

http://walk.rambler.ru/images/908_759.1125650556.310.jpg
Церковь Большого Вознесения. Первоначально деревянная, в 1695 г. заменена каменной. Существующее здание заложено в 1798 г., достраивалось в 1827-1840 гг. по проекту архитектора Ф. Шестакова в стиле позднего московского классицизма.
В архитектурном облике Большого Вознесения доминируют контраст между портиками и плоскостями стен, прорезанными окнами без наличников. В феврале 1831 г. в церкви Б.В. венчался А.С. Пушкин с Н.Н. Гончаровой, в 1928 г. отпевали М. Н. Ермолову.

Свернутый текст

В Московском Университете на углу Моховой и Большой Никитской учился Александр Иванович Герцен (1812 - 1870). В пятидесятилетие со дня его смерти (1930 г.) улица получила его имя.

Малая Никитская улица - была названа в противовес Большой Никитской. В разное время именовалась - Георгиевской (по церкви Георгия, "что на Всполье"), улицей Качалова (по имени актера Московского Художественного театра, Василия Ивановича Качалова (1875 - 1948), жившего в доме N 20).

 

Слева, дом 36 по Большой Никитской - церковь Большого Вознесения. Это одно из немногих в Москве мест, где не взирая на скверный наш характер, все-таки сомкнулась связь времен. Войдем в храм 18 февраля 1831 года (если ты прилично случаю одет можно поприсутствовать на обряде бракосочетания).

Если можно верить Анне Павловне Керн
Ах, жених, задев нечаянно за аналой, уронил крест! При обмене колец, одно из них упало на пол... Пушкин ( это он жених) изменился в лице, слышишь, он шепнул кому-то из друзей: "Все дурные предзнаменования..."

Что-то душно стало! Давай, не будем ждать окончания церемонии и потихоньку выберемся на улицу.

Особняк Рябушинского
 
http://walk.rambler.ru/images/908_762.1125650556.493.jpg

По внешним формам и декору Особняк Рябушинского наиболее ярко отражает все черты модерна. Объем здания статичен, его асимметрия тонко уравновешена. По большим окнам трудно определить количество этажей. В пределах простых общих очертаний возникают сложные вторичные архитектурные мотивы. Переплеты рам - переплетающиеся ветви деревьев продолжают движение мелких кривых линий майоликового фриза с орхидеями. Облицован глазированными кирпичами. Карниз-полочка далеко вынесен и демонстрирует свойства новых тогда материалов (металл, бетон). Кованая решетка ограды - законченный образец стиля модерн.

http://walk.rambler.ru/images/908_894.1125650556.166.jpg

Взгляни лучше напротив: дом N 6/2 по Малой Никитской - знаменитый особняк в стиле "модерн" архитектора Шехтеля. И, хотя дом этот сам по себе весьма мил ( хотя честно говоря, в Брюсселе, Мюнхене и Париже пару десятков похожих точно найдешь): надо сказать, что с известного времени стал он пользоваться если не плохой, то, во всяком случае, странной репутацией.

Создатель его, Федор Осипович Шехтель, снискавший уже в начале своего поприща громкую известность, окончил дни свои в затхлой темноте московских коммуналок.

Пал Палыч Рябушинский (чья "костлявая рука голода" навсегда сдавила горло советского пионера-любителя истории), по чьему заказу и был, собственно говоря, выстроен этот дом,
не только дома сего был лишен, но и Россию вынужден был оставить.

А Алексей Максимыч Горький, столь неосторожно сменивший красоты Капри на сомнительные прелести тогдашней Москвы? О чем думал он, поселившись среди роскоши этих апартаментов, где на каждую штору и кресло прикреплены были алюминиевые бирки с инвентарным номером? Представляешь, в какие игры играли здесь Великий Пролетарский Писатель и Великий Вождь - Отец Народов?

С одной стороны, по европейским меркам, почему бы не жить в таком особняке писателю, чьи книги издавались таким тиражом?

С другой - внутренняя архитектура кукольного дамского дома в мраморных завитушках и лепных изысках явно отторгла тяжеловесную мебель, выданную угловатому исследователю человеческих душ. Не внесло гармонии и повальное по тем временам в Европе увлечение Востоком - многочисленные вазы и блюда китайской перегородчатой эмали, и хорошая коллекция японских нэцке.

 

И уж полным безумием, апофеозом сарказма времени возвышается в самом центре этого странного обиталища несомненного таланта и тщательно скрываемого отчаяния, взметнувшаяся волной теплого мрамора колонна, в одном из своих ракурсов предстающая перед изумленным зрителем почти трехметровым фаллосом.

Сразу за домом чудесный садик, самим Шехтелем и спланированный. Через садик этот мог бы хаживать к Горькому граф Алексей Толстой, живший чуть позже в соседнем - Спиридоновка
N 7- доме, где сумел сохранить для себя, за известную плату разумеется, подобие прежней своей жизни.

Уж и графа нет, уж и потолок протек над уютной и какой-то душевно теплой его квартиркой во втором этаже. А в первом - все еще живет вдова личного биографа предусмотрительного автора "Хождения по мукам".

Если же и нам наведаться в садик, например весной, когда цветет в нем сирень, и присесть на стоящую в глубине лавочку, то, право и не знаю, надо ли нам куда-то еще идти? Но, если все-таки достанет нам сил оторваться от разлитого там годами покоя, то обернемся с благодарностью к редкому в Москве милосердию времен и бросим последний взгляд на посаженную еще Шехтелем сосну, почему-то превращающую его особняк в старую японскую гравюру.

Спиридоновка

http://walk.rambler.ru/images/908_425.1125650556.214.jpg

Спиридоновка или Спиридоньевская улица - названа по приделу Спиридония при церкви ХVI в. Рождества Богородицы на Козьем болоте. С 1945 г. - улица носила имя писателя Алексея Толстого (1883 - 1945), жившего на Спиридоновке, в доме N 2.

 

Напротив дома Толстого, слева то есть, сразу за церковью - Спиридоновка 3/5 - палаты 17 века, отреставрированные (что на мой прагматичный взгляд уже хорошо) так, что над вряд ли исторически достоверной их крышей до сих пор сверкают клинки архитектурных пуристов.

Справа, за домом Толстого - памятник Блоку. И кто бы узнал в этом затрапезном, субтильном мужчинке без возраста и особых примет глумливого создателя бессмертной поэмы "О, закрой свои бледные ноги!"?

 

Увы! Видно напрасно он взывал: "Так вонзай же, мой ангел вчерашний, в сердце острый французский каблук." У кого же поднимется, простите, нога даже пнуть такое убожество.

http://walk.rambler.ru/images/908_94.1125650556.291.jpg

И кто бы узнал в этом затрапезном, субтильном мужчинке без возраста и особых примет глумливого создателя бессмертной поэмы "О, закрой свои бледные ноги!"?

Но, если памятник сам по себе уныл, то "развалины" как раз и забавны, и поучительны. За правым плечом поэта некогда была мастерская Вучетича, а ныне стоит памятник еще не оконченным боям за собственность - натурально одна окончательно, до чугунных балок, облезшая стена, за которой заманчиво так притаился крошечный пустырек.

За левым плечом поэта - (Спиридоновка, дом N 9) вознесся не 16-этажную высоту недавно еще, лет буквально 20 назад, престижный, брежневской архитектуры кирпичный (!) дом. И все в нем, вроде как, еще на месте, и ничего, вроде как, не обвалилось, но - оттого, может быть, что внутренние стены лоджий отделаны были неокрашенной доской, которая от московских погод незамедлительно почернела, или по иной какой скорее нематериальной причине - веет от дома эдакой разрухой всеобщей погорельщины.

Без печали отвернемся от этих, тем не менее, памятников и обратим свой взор дале. Но не очень. Прямо за Певцом Прекрасной Дамы, на углу с Малой Броннной два хороших чугунных аиста, кои и дали название той стекляшке, что стоит за ними.

В кафе "Аист", что достоверно известно старожилам, изначально свили свое гнездо те, кого называли в еще не забытые времена "толкачами". Приезжая в Москву, энергичные представители периферийных предприятий с успехом меняли здесь то ли шило на мыло, то ли сало на чугун - то есть явно предвосхищали то направление экономических отношений, кое получило официальное ныне название "бартерных сделок". Потом, через недолгий, но явно притонный период своей коротенькой жизни, "стекляшка" стала собственностью наших азербайджанских братьев. Южный их темперамент периодически выливается на улицу в форме локальных перестрелок. Губительно это отзывается только на соседнем киоске: уже два киоскера пали жертвой неуместного любопытства, оба - в разное время, но оба не вовремя - выглянули узнать, что собственно говоря происходит.

Для фланирующего же прохожего, желающего отведать, например, знаменитые "манты", посещение этого оазиса азербайджанской кулинарии не только не опасно, но и сопряжено даже с немалой долей простого гастрономического удовольствия. Разумеется, если там как раз сейчас не выясняют сложных своих отношений владельцы.

Но, если со "стекляшкой" все прозрачно просто и изначально лишено того, что можно будет назвать "историей", то следующий за ней "доходный дом" (Гранатный N 2) весьма показателен с точки зрения истории застройки города. Москва умопомрачительно эклектична не только горизонтально (в чем собственно мы убедились не успев пройти по ней и пятисот метров), она так же неподражаема с точки зрения стиля вертикально.

Гранатный переулок

Гранатный переулок: - название получил от Гранатного двора, находившегося здесь до пожара 1812 г. От него предположительно осталось каменное здание 3/5.

В 1949 г. переулок назван улицей Щусева, в честь известного советского архитектора и в связи с тем, что в нем находился Союз архитекторов СССР.

Гранатный N 2 - состоит из двух, построенных в разное время частей. Угловая часть - 1899 г. - архитектор Г. Кайзер, 1902 г. - архитектор В. Величкин.

Надо сказать, что это еще достаточно деликатный пример. Вглядись в этот "пирог". Каждый следующий по вертикали и по времени "слой" все более застенчиво намекает на первоначальный стиль приличного доходного дома для господ, например, учителей. Внешняя псевдоклассическая лепнина и ширина простенков меж окнами указывала прозорливому горожанину не только на наличие четырех-пяти комнат необходимых для временных их владельцев, но и обязательных комнат для кухарки и горничной - впрочем, все совершенно без излишеств.

Чем выше достраивался дом, чем ближе к нам по времени оказывалась постройка, тем все более невнятными становились знаки его не только внешнего стиля, но и внутренней принадлежности. Дом научился быть безликой маской, скрывающей лицо своих жильцов.

Но сделаем еще несколько шагов по Гранатному и здесь слева меж домами в глубине увидим добротный сталинских времен дом, примечательный тем, что в нем впервые в советские времена выстроены были двухэтажные квартиры, занимающие верхние два этажа. Надо сказать, что нынешние мэтры от архитектуры и живут там, а вовсе не в своих творениях.

... Где я любил...

Здесь самое время, на минуту, оторваться от разглядывания домов, как деталей и попробовать увидеть общую перспективу Гранатного, который вот уже невдалеке и заканчивается.

Право, не смогу объяснить (может быть это удастся тебе) из каких намеков складывается то, что мы называем впечатлением, что придает, казалось бы, весьма прозаичным улицам и домам странную законченность и утонченность живописного полотна или графического рисунка (помнишь необъяснимое превращение особняка Шехтеля в японскую гравюру?).

Вглядись в этот уголок Москвы, как будто отставший от бега времени, в эту гармонию провинциальной неспешности и уюта. Теперь: достать пролетку - за шесть гривен, чрез благовест, чрез клик колес, перенестись туда, где ливень... чтобы никогда не встречаться с тем, что мы неизбежно должны увидеть, если сделаем еще пять шагов.

Вот оно. Слева. Гранатный N 7/9, что-то неотвратимо напоминающее огромный крематорий, сросшийся левой своей стеной с особняком Эрихсона, а правой с торцом в два окошка (из верхнего свисает авоська с припасами съестного) жилого дома уходящего во двор. И все это несет на фронтоне гордое имя "Дом архитектора". Лично я глубоко убеждена, что вещь эта посильнее Фауста Гете будет, в архитектуре разумеется.

 
http://walk.rambler.ru/images/908_737.1125650556.47.jpg

Конечно, глаз мог бы отдохнуть на усадьбе Голицыных, что напротив этого архитектурного кошмара, но превратности судьбы отдали усадьбу некоему НИИ. Судя по состоянию некогда чудесного дома и сада, можно догадаться, что если у сотрудников института что-нибудь и осталось, то это, скорее всего, одеяла на которых написано страшное слово "ноги".

Но, отведем со смущением взор от развалин былого счастья. Взгляни, там, дальше нечто своими углами и срезанными цилиндрами напоминающее то ли гигантский броневик времен первой империалистической, то ли палубные надстройки неудержимо пробивающегося к Садовому кольцу боевого корабля. А в кильватере у него, (то к чему он и был, видимо, относительно недавно пристроен), обветшалые кружева, разукрашенной еще в прошлом веке, домашней какой-то ладьи, безвольно плывущей в этом море стилистического сумбура.

Не будем останавливаться у посольства Таджикистана, разместившегося слева в чистеньком и ухоженном старомосковском особнячке. Но, поворачивая направо по Вспольному, задержимся у углового домика принципиально умиляющего своими голубыми тонами.

ЕСТЬ МНОГОЕ НА СВЕТЕ, ДРУГ...

http://walk.rambler.ru/images/908_236.1125650556.635.jpg

Постоим на его тротуаре, застеленном зеленым ковром, который невзирая ни на какие погоды усердный дворник чистит не только со старанием, но и весьма проницательно. Хозяину дома явно нельзя отказать в чувстве прекрасного. Однако, чувств этих у него много. И чего только не натащил он за полтора последних года, чего только не налепил на некогда невыразительные стены и окошки своего домика. Даже чугунные ворота припас.

Ах, друг Аркадий! Говори, говори красиво. Радуй нас безудержной своей фантазией и, кажется, неистощимыми возможностями.

Под редакцией Натальи Невяжской

0

91

ДАНИЛОВ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ 
115191, Даниловский Вал ул., 22
ЮАО:Даниловский 
Тульская (550м на ЮЗ)
(495) 961-1480 - Секретарь
(495) 258-8442 - Храм
(495) 955-6715 - Канцелярия
(495) 956-6707 - Иконная лавка
(495) 955-6709
(495) 952-3408

ст. м "Павелецкая", "Пролетарская",
трамваи №38,35

Свернутый текст

Древнейший московский монастырь находится в Замоскворечье близ Серпуховской заставы. Его основал в конце XIII века младший сын Александра Невского Даниил Московский, первый великий князь Москвы, впоследствии причисленный к лику святых. В этом монастыре он и был погребен в 1303 году Даниловский монастырь не сразу окреп и обрел силу: во время правления сына Даниила Ивана Калиты он оскудел, пришел в запустение и стал зваться просто "сельцо Даниловское". Гробница Даниила Московского была заброшена и забыта.

Только в конце XV века Великий Князь Иван III вспомнил о своем далеком предке. По преданию, однажды он ехал со своими слугами вдоль Москвы-реки мимо места, где когда-то была могила князя Даниила. Конь под одним из всадников внезапно споткнулся, и появился неведомый князь, который обратился к упавшему слуге:
"Я господин месту сему князь Даниил Московский, здесь положенный. Скажи Великому Князю Ивану: ты сам себя утешаешь, а меня забыл!" С тех пор московские князья стали служить панихиды по своему прародителю, а царь Иван Грозный возродил Даниловский монастырь. Он повелел построить в монастыре каменный собор Сети Вселенских соборов святых Отец и сам вместе с сыновьями Иваном и Федором присутствовал на его освящении в 1560 году. В этом соборе находится старинная Владимирская икона Богоматери, на которой сохранились подлинные портреты Ивана Грозного, его сына царевича Ивана и митрополита Московского Макария.

http://www.moskva.ru/guide/churchs/monastir4.jpg

На протяжении столетий монастырь был последним земным убежищем иноков, которые жили здесь на основах монашеского общежития. Вечный покой на монастырском кладбище обрели многие миряне - выдающиеся русские писатели, философы, художники, музыканты. Здесь были могилы Н.В. Гоголя, Н.Г Рубинштейна, Ю.Ф. Самарина, А.С. Хомякова.

После 1917 года Даниловский монастырь укрывал в своих стенах многих священнослужителей, изгнанных большевиками с церковных кафедр и не принявших идеологии "обновленчества". Их называли поэтому "даниловцами". Старейший московский монастырь был закрыт только в 1930 году - самым последним не только в Москве, но и почти во всей России. Мощи св. Даниила Московского после закрытия монастыря пропали. Возможно, их унесли сами верующие, чтобы спасти от поругания.

В 1931 году в монастырском дворе установили памятник Ленину, и вместо монахов в стенах бывшего монастыря поселились малолетние преступники - здесь разместили детскую колонию. Новым многочисленным обитателям было тесно в бывших иноческих кельях и монастырских палатах, порой им даже приходилось обедать прямо на могильных плитах. Для расширения "полезной" территории было решено снести монастырское кладбище. 31 мая 1931 года в присутствии специальной комиссии были вскрыты захоронения Гоголя, Рубинштейна, супругов Хомяковых и поэта Николая Языкова.

Их прах перенесли на Новодевичье кладбище, а художника Василия Перова перезахоронили на кладбище Донского монастыря. После этого весь погост монастыря с оставшимися могилами был варварски уничтожен.

Только в мае 1983 года Даниловский монастырь был отдан Московской Патриархии для устройства в нем официальной резиденции. Православные москвичи увидели в этом волю Провидения: древнейший московский монастырь самым первым стал возрождаться после долгих лет гонений на церковь.

Детский приемник-распределитель, покидая монастырские стены, должен был забрать с собой памятник Ленину. Когда гипсовый монумент стали поднимать краном, он разбился на мелкие осколки. На его месте в 1988 году по проекту архитектора Ю.Г Алонова была поставлена часовня в память 1000-летия Крещения Руси.

Могилы, уничтоженные при сносе кладбища, найти и восстановить не удалось. Символическим надгробным памятником всем захороненным в монастыре стала часовня-костница, сооруженная в 1988 году по проекту Ю.Е Алонова, а рядом с местом, где находились могилы Гоголя и Хомякова, установлены в их память два барельефа.

В Даниловском монастыре сейчас находится резиденция Московской Патриархии, здесь проводятся архиерейские соборы Русской Православной Церкви.

http://www.moskva.ru/guide/churchs/monastir3.jpg

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
Седмичные:
С понедельника по пятницу:
6:00 Братский молебен, Полунощница
7:00 3-й и 6-й Часы, Божественная литургия
17:00 9-й Час, Вечерня, Утреня, 1-й Час
(Великим постом с понедельника по четверг начало вечернего Богослужения в 16:30)

В субботу:
6:45 3-й и 6-й Часы, ранняя Божественная литургия
8:45 3-й и 6-й Часы, поздняя Божественная литургия
16:45 Всенощное бдение

В воскресенье:
6:30 3-й и 6-й Часы, ранняя Божественная литургия
8:45 3-й и 6-й Часы, поздняя Божественная литургия
17:00 9-й час, Вечерня, Утреня, 1-й час

Молебны и акафисты:
Акафисты, совершаемые от недели Всех Святых до недели Праотец (предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым):
– благоверному князю Даниилу Московскому — по воскресеньям в 17:00;
– преподобноисповеднику Георгию Даниловскому — каждое первое воскресенье месяца в 17:00 (вместо акафиста князю Даниилу);
– иконе Божией Матери "Троеручица" и Покрову Пресвятой Богородицы поочередно — по пятницам в 17:00.
Пассия (совершается Великим постом) по воскресеньям в 17:00.
Акафист Воскресшему Господу (совершается от Светлой седмицы до отдания Пасхи) по воскресеньям в 17:00.

Заказные молебны, акафисты и панихиды:
ПО БУДНЯМ
9:30 водосвятный молебен с акафистом св.блгв.кн.Даниилу Московскому, по окончании - заказная панихида.
13:30 заказные молебны.
ПО ВОСКРЕСЕНЬЯМ И БОЛЬШИМ ПРАЗДНИКАМ
12:00 водосвятный молебен с акафистом св.блгв.кн.Даниилу Московскому.

Заказные молебны и панихиды не совершаются на 1-й седмице Великого поста, на Страстной и Светлой седмицах.

Таинство исповеди:
С понедельника по пятницу в 7:00
по субботам в 7:00, 9:00 и 17:00
по воскресеньям и большим праздникам в 6:30.

0

92

Откуда произошли названия некоторых станций московского метрополитена

Воспринимая столичную подземку только как самый быстрый вид транспорта, мы даже не задумываемся о его интереснейшей истории, о происхождении названий его станций. Из сегодняшнего выпуска вы сможете узнать много любопытного о названиях некоторых станций московского метрополитена, которые произошли от наименований старинных поселений.

Кунцевская станция метро сохранила название подмосковного села Кунцево, известного еще с 1454 г. Лиственные леса, Москва-река делали Кунцево любимым местом пребывания москвичей. По одной из версий, название «Кунцево» произошло от слова «куница», поскольку в местных лесах водились эти животные. Однако большинство историков и филологов больше склоняются к другой версии, согласно которой «Кунцево» произошло от слов «кунеть» - «хорошеть» или «кунка» - «милая». Есть еще одна, самая распространенная версия, по которой в основе «Кунцево» лежит прозвище или фамилия Кунец, одного из владельцев этого села. Известно, что принцип по принадлежности, кому принадлежит, был очень активен. То есть это было его, Кунцево село. А «кунцом» в XVI в. иногда называли крестьян.

Станция метрополитена Крылатское увековечила память о старом подмосковном селе Крылатское, известном с 1417 г. Само расположение Крылатского на холмах, изрезанных оврагами, и именование его как Крылатские Холмы, говорит о многом. Географы считают, что Крылатские Холмы являются отрогом самого высокого места Москвы - Теплостанской возвышенности. А слово «отрог» имеет в русском языке синонимы «крыло» и даже «мыс», «нос» - то есть что-то, выступающее вперед, заостренное. Такое определение отрога позволяет толковать его как крыло Теплостанской возвышенности, а селение на нем - как село «на крыле» - «Крылатое», «Крылатское».

Название станции метро Тушинская пробуждает память о подмосковном селе Тушино. Оно известно с 1380 г. как село Коробково, ставшее вотчиной дворянского рода Тушиных и получившее название по их фамилии. Самым первым известным владельцем был Василий Иванович Туша Квашня, от которого пошли Тушины и Квашины. В основе его фамилии или прозвища - слово «туша», обозначавшее тучного, малоподвижного человека. Тушино получило историческую известность в Смутное время. Именно здесь обосновался Лжедмитрий II, за что получил прозвище «тушинский вор», т.е. преступник.

Станция столичной подземки Алтуфьево получила название по одноименному поселку, известному с 1585 г. Скорее всего, название села произошло от фамилии одного из ее владельцев - Алтуфьева Замятни Никитича. Эта фамилия произошла от греческого имени Евстихий («счастливый»), претерпев многочисленные изменения на русской почве.

Станция метро Медведково тоже сохранила название старого подмосковного села. Впервые оно упоминается в XVI в. как владение знаменитых князей Пожарских. Этим селом владел князь Василий Федорович Медведь Пожарский, в просторечии Медведок. Термин «медведок» (или «медведка») означает «неглубокий овраг, близко подходящий к дороге». Ученые сделали попытку возвести его к древнерусскому слову «медовый» и уточняют значение термина: «медведок» - «овраг с медовой водой», т.е. с вкусной, приятной водой, находящейся поблизости от дороги. Селение, в свою очередь, получило такое название, потому что было расположено около подобных оврагов.

Старинное подмосковное село Свиблово, или Федоровское, дало название станции метро Свиблово. Его владелец Федор Семенович Свибло Нагово и весь его род известны тем, что начали в Москве каменное строительство, в частности, возвели белокаменные стены Кремля. Прозвище Свибло и образованная от него фамилия Свиблов произошли от слова «свиблый» или «швибливый», что означает «шепелявый, косноязычный». Видимо, один из главных лиц рода Свибло получил прозвище именно по этому признаку.

Название станции метро Черкизовская дано по старинному подмосковному селу Черкизово, известному также с XVI в. в основе названия села - имя золотоордынского царевича Серкиза (искаженное имя Саркиз), принявшего крещение и ставшего Андреем Ивановичем Черкизовым.

Станция столичной подземки Преображенская площадь и одноименная улица сформировались на месте бывшего села Преображенское. Оно получило свое название после возведения здесь церкви Преображения Господня в XVII в. Кстати, сейчас на ее месте стоит другая церковь с таким же названием, но воздвигнутая в 1746г.

Название станции метро Теплый Стан сохранило историю подмосковной местности Теплые Станы. Согласно самой известной версии такое название местность получила после того, как однажды здесь в теплых шатрах зимовало ханское войско.

0

93

Стихийные бедствия в Москве

http://img1.msk.ru/data/uf/26937/10/16/101604_Uragan_16_iunj_1904_g._Povrezdennaj_uraganom_cerkov-_Petra_i_Pavla-_v_Lefortove..jpg
Ураган 16 июня 1904 г. Повреждённая ураганом церковь Петра и Павла, в Лефортове.

0

94

http://img1.msk.ru/data/uf/26937/10/16/101600_Uragan_16_iunj_1904_g._Dvor_doma_Eparhial-nogo_svecnogo_zavoda-_v_Poslannikovom_per.-_na_etot-_dvor_bil_perenesen_uraganom_dom_sosednego_vladel-ca..jpg

Ураган 16 июня 1904 г. Двор дома Епархиального свечного завода, в Посланниковом пер.; на этотъ двор был перенесён ураганом дом соседнего владельца.

0

95

http://img1.msk.ru/data/uf/26937/10/15/101599_Uragan_16_iunj_1904_g._I_i_II_kadetskie_korpusa_v_Lefortove-_v_Moskve..jpg

Ураган 16 июня 1904 г. I и II кадетские корпуса в Лефортове, в Москве.

0

96

http://img1.msk.ru/data/uf/26937/10/15/101598_Uragan_16_iunj_1904_g._Smerc-_nabludavsiysj_so_st.Pererva-_Moskovsko-Kurskoy_z.d.-_v_13_verstah_ot_Moskvi..jpg

Ураган 16 июня 1904 г. Смерч, наблюдавшийся со ст.Перерва, Московско-Курской ж.д., в 13 верстах от Москвы.

0

97

http://img1.msk.ru/data/uf/26937/10/16/101602_Navodnenie_v_Moskve_v_1908_godu._Kokorevskiy_bul-var..jpg

Наводнение в Москве в 1908 году. Кокоревский бульвар.

0

98

http://img1.msk.ru/data/uf/26937/10/16/101601_Navodnenie_v_Moskve_v_1908_godu._Vid_na_Aleksandrovskiy_sad..jpg

Наводнение в Москве в 1908 году. Вид на Александровский сад

0

99

http://img1.msk.ru/data/uf/26937/3/52/35258_sk._aukvsc__-mubndmemhe_1908_c.-.jpg

Ул. Балчуг (наводнение 1908 г.)

0

100

http://img1.msk.ru/data/uf/26937/10/16/101603_Krusenie_parovoza_na_Vindavskom_vokzale_parovoz-_probivsiy_stenu_stancionnogo_zdanij_v_1905_g..jpg

Крушение паровоза на Виндавском вокзале паровоз, пробивший стену станционного здания в 1905 г.

0


Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Города и Страны » Москва.